На мой взгляд, эта старинная усадьба как нельзя лучше отражает атмосферу Москвы - с суровой красотой, размахом, шрамами эпох и подавляющей грузностью.
Я нашла, как минимум, два объяснения, как эта территория стала островом. По одной версии, здесь был выкопан ров и запружена речка Серебрянка, по другой - текли две реки, Серебрянка и Хоруговка, и им помогли слиться. Как бы то ни было, это действительно остров и сейчас его окружает пруд под названием Серебряно-Виноградный. Как указывает название, здесь выращивался виноград и этим занимался царь Алексей Михайлович.
У Алексея Михайловича, как у каждого москвича, была дача. Разумеется, дача была непростая, а царская - Государев двор. До Алексея Михайловича это было обычное село, вотчина бояр Измайловых, но когда оно перешло к нему, то здесь началась большая стройка.
Вначаде выкопали рвы и создали искусственный остров. На образовавшихся прудах построили плотины и мельницы. Планировалось все на бумаге, считается, что здесь впервые в России использовались чертежи для проектирования зданий и разбивки земельных угодий. Размах был огромный. Например, каменная Виноградная плотина имела в длину 185 м, высоту 6.5 м и ширину 25 м, а земляная Просянская плотина была более 600 м в длину. Также были кирпичные плотины. Остров соединялся с землей 106 метровым 14-ти пролетным мостом.
Выращивали не только виноград (я не буду перечислять обычные для московской климатической зоны фруктовые и ягодные растения), но и персики, груши, кизил, бахчевые культуры - арбузы и дыни. Пытались выращивать финики, грецкие орехи, шелковицу и хлопок. Для приготовления лекарств, а также для получения красителей для тканей и кожевенного производства, был придуман "аптекарский огород". В шелковичном саду культивировали шелководство. Разводили племеной скот, оборудовали пасеки, наладили производство пива и кваса, построили заводы: суконный, для обработки льна; стекольный - первый в России; винный; кирпичный и маслобойный. Продукция измайловского двора якобы не только покрывала потребности дворцового обихода, но и реализовывалась на рынке. Так, например, в 1676 году, на продажу пошло 20 тонн чистого льна, 186 тонн льна-сырца и 18 тонн пеньки. Успех задуманного предприятия также сулил избавление от импорта шелка, хлопка, красителей и лекарств. Но вот что пишет К.Кожурин в книге "Протопоп Аввакум":
"Царь, имея склонность к экспериментаторству и по-детски любя всё "диковинное", пытается завести в подмосковном хозяйстве многие южные растения, в том числе даже виноград, даже хлопчатник и даже тутовое дерево. Разумеется, затеи эти провалились - не желали расти в Подмосковье такие культуры, как арбузы шемахинские и астраханские, финиковое дерево, миндаль и дули венгерские. Однако царь был на редкость упрям в своих начинаниях и до конца жизни мучил подчинённых своими "проектами". Всё это весьма похоже на затеи избалованного барчука-"недоросля", которому ни в чём не отказывают. Мысль завести шелководство под Москвой не даёт царю покоя… Садовнику-немцу Индрику царь предлагает совершить "дело наитайнейшее" - привить на яблоне "все плоды, какие у Бога есть". Озадаченный садовник врать не стал: "Все плоды, государь, невозможно привить". Но царь был, как известно, упрям и приказал приступить к тайному эксперименту".
И. Зубов. Усадьба Измайлово, 1720 - 30-е гг.
wikipedia.org Угодья обрабатывало около 4 тысяч крестьян. Население росло и вскоре достигло 10 тысяч человек, что в то время было больше, чем в некоторых городах. Для ведения хозяйства по всей России и за пределами разыскивались мастера, бахчеводы, льноводы, стеклодувы. Предполагают, что для выращивания цветов и овощей здесь впервые в России были использованы теплицы, помещения, покрытые слюдой и отапливаемые печами. Но, вот, например, для бахчевых культур закрытые помещения не подходят. Прочитала в интернете, что выращиванием дынь занимался дынных дел мастер, и ему надлежало выходить к дынным грядам в определенное время суток по пояс обнаженным, чтобы проверить температуру воздуха и необходимость накрывать гряды. Если было не холодно, то накрывать было не нужно, но, если мерз - надо было одеть рубашку и прикрыть гряды рогожкой, а если и в рубашке было холодно - то накрыть соломой.
Хозяйство славилось рыбными угодьями и зверинцами. "В Измайлове с ХVII века находились олени, кабаны, львы, тигры, барсы, белые медведи и рыси, соболи, чёрные лисицы, дикобразы, ослы. Этот зверинец лишь в малой степени выполнял роль зоопарка. Основная же цель его - развести всех этих животных по русским лесам, дабы получать определённые выгоды. Здесь же, в многочисленных прудах, водились ручные щуки, приплывавшие за кормом по звонку. В 37 копаных прудах Измайлова разводили отдельно карпов, стерлядь, линей, окуней, карасей, плотку. Подобное хозяйство было на Руси одно. Большая же часть зоопарков была чисто развлекательной" (В.К. Кузаков, "Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X - XVII вв").
В зверинце содержались и животные, выращиваемые для охоты. Охота устраивалась в нынешнем Измайловском лесопарке. Алексей Михайлович особенно любил соколиную охоту, отсюда много названий - Соколиная Гора, Сокольники. Зверинец Алексея Михайловича был рядом со дворцом, а в 1730 г. императрица Анна Иоанновна завела новый зверинец в лесу. Даже когда в усадьбе никто из Романовых уже постоянно не жил, здесь охотились. Охотилась и Анна Иоановна, и Елизавета Петровна, и юный Петр II, который изображен на гравюре И. Зубова (в карете).
Для лучшего пространственного представления - еще одно изображение. В центре - Государев дворец, в окружении каменных служебных и хозяйственных помещений; Покровский собор напротив передних въездных ворот (задние ворота у реки не видны); мост; Мостовая башня; ко дворцу примыкала церковь св. Иосафа.
http://www.osd.ru/txtinf.asp?ob=731&tx=2646&dt=3489 До сегодняшнего дня дошли Мостовая башня, перестроенный Покровский собор и пара ворот. Деревянный дворец и мост на сохранились, они были разобраны по приказу Екатерины II в 1765 г., церковь св. Иосафа снесли большевики в 1930-е гг.
Покровский собор и Мостовая башня.
Мостовая башня, 1671 - 1679 гг.
Свое название получила от арочного кирпичного моста, переброшенного через пруд, у основания башни сохранились опоры для моста. Это трехъярусная башня из двух четвериков, восьмирика, увенчанная шатровой крышей. В нижнем ярусе - арочные проезды. Вокруг нижнего яруса, по верху - терраса-гульбище, там была караульная смотровая площадка. В нижнем помещении размещались стрельцы. Существует версия, что поскольку царь приезжал сюда надолго и вел здесь государственные дела, во II четверике башни могла собираться Боярская Дума (позже - Сенат). Это помещение отапливалось. А еще, башня выполняла функцию звонницы. 7 колоколов размещались в восьмерике, который тогда был открытым. Похожая башня была поставлена и перед въездом на мост, не сохранилась.
Мостовая башня украшена изразцами. Наличники окон характерны для московской архитектуры XVII века.
Покровский собор, 1671 - 1679 гг.
5-ти главый собор расположен на самом высоком месте острова, напротив передних въездных ворот Государева двора. Считается, что его построили на месте деревянной церкви для особых служб во время приезда многочисленных гостей. Собор перестроен, но сохранены западный и восточный фасады, а также главы с мощными луковичными завершениями. Собор был разграблен во Отечественной войны 1812 г., после этого был перестроен и стал частью богадельни (1849 - 1918 гг.). В советское время здесь разместили вначале архив НКВД, а после - овощной склад. Богослужения возобновлены с 1997 г. Интерьер не сохранился.
Западный фасад.
Ширина и высота куполов придает церкви некоторую приземистость, луковичное завершение центральной главы - 18 м. Главы покрыты медной чешуйчатой кровлей. Ко входу в собор примыкает крыльцо с одиннадцатью ступенями. Изначально было 3 крыльца, но после перестройки, крыльца с северной и южной сторон были снесены. Окна в "два света" одно над другим с каменным обрамлением не имеет аналогов в русской архитектуре. Закомары фасадов и барабаны украшены изразцами.
Узоры, украшающие карниз и центральные закомары называют "павлинье око". Боковые закомары ковром устилают изразцы, на которых изображены цветы.
Поляна изразцов.
Крыльцо.
Каменное обрамление окон.
Как я уже говорила, усадьба сильно пострадала от нашествия Наполеона, после чего остров пришел в запустение. Император Николай I посетил остров в 1837 г., после чего дал распоряжение отдать родовое имение под военную богадельню для неимущих ветеранов и инвалидов войны 1812 г. (позже и других войн). Построить богадельню было поручено архитектору К.А. Тону. Как и в случае с Крутицкими казармами (
http://tiny-rat.livejournal.com/259410.html), здание богадельни было выполнено просто, но продуманно. Корпуса богадельни были построены так, чтобы немощные инвалиды могли посещать службу в храме не выходя на улицу. Николаевская измайловская военная богадельня была открыта в 1850 г.
http://www.osd.ru/txtinf.asp?ob=731&tx=2646&dt=3489 Здания богадельни (корпуса достраивались) не отличались изысками, однако выполняли важную функцию - функцию благотворительности. Крупных военных богаделен в России существовало всего две: Чесменская, близ Петербурга, и Измайловская. При богадельне находились солдатские и офицерские корпуса, семейный инвалидный дом для отставных офицеров и нижних чинов с женами и детьми, приют для вдов семейных инвалидов, школа для детей призреваемых и вольнонаемной прислуги. Богадельня имела хозяйство: водокачку, баню, прачечную, кузницу, лудильню, слесарные, столярные и швейные мастерские; разводили сады и огороды, содержали конюшню. Инвалиды также были заняты на кухне, работали в лазарете и офицерской прислугой.
Николаевская измайловская богадельня просуществовала до 1918 г., после чего, после небольшой перестройки (разделения верхнего этажа на два), сюда переселили рабочих с подмосковных окраин и территория стала называться городком им. Баумана. Городок расселили примерно в 1960-х гг., но это название - до сих пор официальное название усадьбы.
Но я забежала вперед.
Передние (восточные) ворота, 1679 - 1682 гг., восточный фасад.
Ворота построены из кирпича и камня, увенчаны шатровой башней. У ворот находились караульные помещения. Центральная часть называлась проездной, а боковые - пролазными. Сверху - гульбище для охраны, туда ведет узкая лестница.
Передние ворота, западный фасад.
Элементы ворот.
Задние (западные) ворота (у берега реки), 1679 - 1682 гг., зеркально идентичны.
Лестница на гульбище внутри ворот.
По случаю коронации Александра II, на острове поставили чугуннные ворота (Триумфальную арку), по проекту архитектора К. Тона, и фонтан, в том же стиле. А недавно, в 1998 г., композицию дополнил памятник Петру I (скульптор Л.Е. Кербель).
Неработающий фонтан.
Триумфальная арка сейчас реставрируется. Фотография 2003 г. На табличке написано: "Въезд по пропускам".
А вот тут я никогда не была. Это вид на Измайловский Кремль (построенный недавно на территории бывшего Черкизовского рынка) с Измайловского острова. Слышала, что недавно он горел, собираются ли его восстанавливать или нет я не знаю.
В основном, все рассказала. Остается добавить, что этих местах прошло событие, давшее начало русскому флоту.
Помните выражение "дедушка русского флота"? "Дедушка" - английский ботик Петра I "Святой Николай" - был найден здесь Петром I в 1688г.
"...Случилось нам быть в Измайлове на Льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил встреченного Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что это бот английский. Я спросил, где его употребляют. Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими суднами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветра; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починили и сей ход мне показал. Он сказал мне, что есть. То я с великою радостью сие услышал, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моём в компании морских людей для делания морских судов на Каспийское море, который оный бот починил и сделал машт и парусы и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало..."
(из предисловия Петра I к Морскому уставу, 1720 г.).
Петр I никогда не жил в Измайлове, но жил неподалеку в селе Преображенском (после смерти Алексея Михайловича усадьба перешла к его сыну, потом стала резиденцией Софии, потом - домом для Прасковьи Федоровны, вдовы Ивана V и матери Анны Иоановны, а с 1720-х гг., за исключением 1730 г, когда здесь полгода прожила Анна Иоановна, использовалась для охоты). Петр I распорядился перенести ботик сначала на Яузу, а затем на Просяной пруд (не сохранился), где он командовал "потешной флотилией", а в окрестных полях вел бои "потешными" войсками, из которых потом выросли Преображенский и Семеновский полки регулярной армии. В 1720-х гг. Петр перевез ботик в Кронштадт, где он принимал участие в празднованиях после окончания Северной войны. Потом он оказался в новой столице. В настоящее время "дедушка русского флота" хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
wikipedia.org Сейчас усадьба - это музей-заповедник. В усадьбе расположен филиал Исторического музей и реставрационные мастерские. Об экспозиции музея в Мостовой башне я писала тут -
http://tiny-rat.livejournal.com/253316.html). Кроме того, в усадьбе проводятся театральные представления и концерты.
Сайт музея:
http://mgomz.ru/izmailovo.