Венский генезис - хорошо сохранившийся манускрипт начала 6 века.Оригинал - в
Австрийской национальной библиотеке, но изображения в интернете, насколько я понимаю, не библиотечные, а
из факсимильного издания 1895 г. Хартела и Викхофа,
современных переизданий и копий. Качество репродукций и цветопередача отличаются. Мне больше всего понравились иллюстрации на сайтах
rubens.anu.edu.au и
ica.princeton.edu, последний сайт больше подходит для изучения миниатюр, но на первом лучше видна текстура.
Интересно, что в некоторых миниатюрах присутствуют сюжеты, отсутствующие в Библии. Есть сюжеты из мидрашей, есть языческая персонификация ручья или весны, не говоря об архитектуре, которая античная. Я далека от всего этого, но стало интересно.
Например, в миниатюре, где Иаков отправляет сына Иосифа к его братьям в Сихем (Бытие 37:12-18), изображены Иаков, Иосиф и Вениамин. Но что это за женщина рядом с Иосифом, ведь Рахиль уже умерла? И что это за ангел? А колонна с перевязанной ленточкой? И посмотрите, в нижнем ряду Иосифа встречает собака. Откуда эта собака и почему?
Ответы нашла
в статье М. Левина. Женский персонаж - это, скорее всего Валла. Согласно Библии, после смерти Рахили, "Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего Иакова" (Бытие 35:22), и больше она не упоминается. Но по мидрашу, Валла становится на место Рахили и растит Иосифа и Вениамина (Генезис Рабба 84:11).
Насчет ангела - напрашивается сказать, что это Ангел Господень указывает Иосифу путь. G. Friedlander в "Pirke de Rabbi Eliezer" называет ангела Архангелом Гавриилом.
Эта же сцена с ангелом на табличке из Walters Museum, Византия, 10 век, дерево, кость.
Перевязанная лента - языческий символ. Например, на этой поймейской фреске, как сказал
hoddion, - это "узел Афродиты" - атрибут брачного ритуала, в результате которого нимфа Эхо символически стала невестой Нарцисса. Я не знаю, какое отношение к сюжету имеет лента в Бытие, но визуально ленты на фреске и на миниатюре очень похожи.
©, spqr_ru Второй ряд более или менее ясен: "И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его" (Бытие 37: 15-18).
Но как убить, не дожидаясь, пока человек приблизится? В Мидраше есть ответ - братья увидели его и сказали: “Давайте убьем его, натравив на него собак” (Генезис Рабба 84:14), что логично. Говорят, еще где-то есть изображения Иосифа с собакой, но я не нашла.
Вот такой ребус.