Свитки Мертвого моря: Жизнь и смерть в библейскую эпоху.

Feb 19, 2012 11:00

О выставке из Израиля.

Иногда надо мной шутят боги навязчивости и тогда я пишу очень подробно и скучно.

Про главный экспонат этой выставки я уже писала ( http://tiny-rat.livejournal.com/218036.html).

Еще было несколько фрагментов «Второзакония», «Псалтыря», «Книги Левит», «Комментария на книгу Исайи», «Устава общины», «Свитка войны», «Апокрифического Плача Иеремии», «Псевдо - Иезекииля», «Малых пророков» на греческом, и арамейского «Левия». Всего 10 рукописей. Это были очень небольшие фрагменты, сильно поврежденные, иногда с отсутствием больше половины текста, и выставка, конечно, была расчитана просто продемонстрировать наличие этих фрагментов, потому что вникнуть в суть, и даже просто сравнить древний и современный тексты, в столпотворении людей, дышащих тебе в спину, очень сложно. Конечно, тексты нужно изучать в библиотеке. Однако, визуальное впечатление было интересным.

Во-первых, как я уже говорила, большинство свитков написано удивительно мелким почерком. Возможно, так экономили пергамент, хотя, может быть, это считалось красивым. Во-вторых, ничего даже близкого к «Великому свитку Исайи», 1QIsa, по длине  (он имеет длину 734 см), на выставке не было, и поэтому слышать «большой» в отношении фрагмента, в котором содержится 6 столбцов (фрагмент 4Q41 был самым большим из представленных на выставке) было необычно.

Следующие наиболее ранние библейские рукописи датируются почти тысячелетием позже, поэтому каждый, даже самый малый фрагмент, имеет значение и практически бесценен.

Кроме расшифровки фрагментов, были пояснения. Текст довольно общий:

- что были найдены множество копий почти всех библейских книг, кроме «Книги Эстер».
- что большинство копий были (в порядке убывания): «Псалтырь» (36), «Второзаконие» (30) и «Книга Исайи» (21).
- большинство книг написано на иврите, но также есть переводы на арамейский и греческий.
- из небиблейских рукописей, прежде всего, интересен «Устав общины», поскольку, предполагается, что т.к. он был среди других манускриптов, то они написаны этой самой общиной. Рядом с пещерами жили иудеи-ессеи, древнееврейские сектанты, которые вели аскетичный образ жизни, и их община напоминала коммуну или монастырь. По одной из версий, они и написали все эти манускрипты. По другой, поскольку свитков очень много и ни в одной из рукописей нет упомининия, кем они написаны (община обозначается эпитетом «Яхад» (вместе)), возможно, община была лишь хранителем древних библиотек, а сами поселенцы занимались гончарным делом. На территории поселения было обнаружено много глинянной посуды, но к этому я вернусь позже.

В представленном фрагменте «Устава» было сказано, что если человек нарушал правила общины, то его наказывали (отлучали от совместной трапезы с «чистой» едой) на один год. Если же он повторно нарушал правила в течение этого года, то община его исключала.

«Свиток войны» интересен возможным влиянием на идеи христиан: Бог принимает сторону «сынов света», которые борятся с «сынами тьмы» в течение 7 битв и 40 лет, и после финальной битвы, установит новый порядок, повысит урожайность, уничтожит эпидемии и опасных диких зверей. Отрывок из «Псевдо - Иезекииля» (4Q386), ныне утерянного апокрифа пророка Иезекииля, содержит наиболее раннее упоминание о воскрешении - популярного представления у евреев во времена Второго Храма. О влиянии текстов и образа жизни общины на христианство ведется дискуссия.

Первый кувшин со свитками был найден в 1947 года (по другой версии, в 1946 г.) бедуинами. Пастух Мохаммед Ахмед аль-Хамед потерял козу и в поисках животного заглянул в пещеру. Было темно и он бросил камень, в это время он услышал звук разбившегося сосуда. В сосуде оказалось что-то, завернутое в ткань, внутри нашли исписанные свитки из кожи. Находка, по-видимому, не очень заинтересовала, судя потому, что о ней сообщили не ранее, чем через месяц, после того, как нашли. Рукописи были в столь хорошем состоянии, что никто не верил, что это не новодел и поэтому продать рукописи оказалось делом сложным.

Халил Искандер Шахин по кличке Кандо, дилер по продаже антиквариата, армянин по национальности и сапожник по специальности, выступил посредником в сделке. Было сказано, что он взялся за работу за 1/3 от дохода. 4 свитка было продано митрополиту сирийской православной церкви Афанасию Иешуа Самуилу (Мару Самуелю), по легенде, за $250.
Американский ученый Джон Тревер сфотографировал эти свитки и предположил их возраст.
Уильям Олбрайт, профессор Университета Джона Хопкинса, подтвердил, что свиток с «Книгой Исайи» -самый древний еврейский манускрипт, написанный на иврите.

3 других свитка (через другого дилера, Фешди Салахи) приобрел Элизер Сукеник, профессор Еврейского Университета, он же первым предположил, что рукописи написаны ессеями. Сукеник пытался купить свитки митрополита, но в 1948 году сделка не состоялась. Свитки, в 1954 году, купил сын Элизера Сукеник, Игаэль Ядин.

Со свитками митрополита была смешная история. Ему не удавалось продать свитки. В 1949 году он привез их в США, где они экспонировались в музее до 1951 года, а в 1954 году в Wall Street Journal появилось объявление: «The Four Dead Sea Scrolls: Biblical manuscripts dating back to at least 200 BC are for sale. This would be an ideal gift to an educational or religious institution by an individual or group. Box F206.». Это объявление увидел Игаэль Ядин. За 4 свитка им было заплачено $250000. Спонсором выступил американский филантроп Дэвид Готтесман.
1.


К тому времени Кумранские пещеры были уже хорошо исследованы не только черными археологами, но и учеными. Поиски и изучение рукописей курировало Иорданское правительство, т.к. Кумран и центр изучения свитков в Иерусалиме до 1967 г. были под контролем Иордании. Вначале свитки изучала международная команда, спонсированная Джоном Дэвисоном Рокфеллером-младшим, но в 1960 году он умер, и то ли из-за этого, то ли действительно было трудно работать, но дело шло медленно. Большинство ученых было католиками и это вызвало кривотолки, что в содержании свитков есть что-то такое, что католикам раскрывать невыгодно. Но, в конце концов, в 1980 доступ к свиткам был расширен, к изучению подключились израильские исследователи и сейчас многие свитки можно посмотреть даже в Интернете (http://dss.collections.imj.org.il).

Сегодня, почти все кумранские рукописи хранятся в Израиле, в Храме Книги и Рокфеллеровском Музее Иерусалима. Часть фрагментов находятся в Иордании, США, музеях Европы и частных собраниях.
Ссылка на видеолекции о кумранских рукописях из уст их исследователя - http://www.deadseascrolls.org/Site/VLectures.php.

Кроме свитков, были экспонаты «библейской эпохи», найденные в Израиле, и, в частности, в поселении ессеев, начиная, примерно, с 11 века до н.э., и заканчивая 6-7 веками. Эта часть была познавательная, хотя, в эстетическом плане, конечно, не самая яркая.

Как я уже говорила, выставка начиналась с «Timeline» - интересного дизайнерского и концептуального решения - ключевых дат истории Израиля на полу длинного коридора, который был полупустым. Два века «нашей эры» (первая дата - 1947 г.) представлены небольшим количеством экспонатов (единичные монеты, отлитые в Иерусалиме впервые в период Персидского правления, обломки исламской (мамлюкской) керамики, курительные приспособления 16 века, когда впервые стали возделывать табак и кофе), при этом, после пересечения «нашей эры», посетители попадают в обилие древней утвари, глиняной посуды, архитектурных элементов, скульптур, мерных приспособлений и рукописей. Обратила внимание, что люди удивлялись, когда читали об истории завоеваний этой земли (с годами могла напутать, но примерно):

1947 г. - современный Израиль
1917 г. - 1947 г. - Британская колония Палестина
1516 г. - 1917 г. - Оттоманская империя
1250 г. - 1517 г. - Мамлюки
1099 г. - 1291 г. - Крестоносцы
909 г. - 1171 г. - Фатимиды
750 г. - 909 г. - Аббасиды
638 г. - 750 г.- Омейяды
325 г. - 638 г. - Византийская империя. Палестина
63 г. до н.э. - 324 г. - Римская империя. Переименование региона в Сирию-Палестину
70 г. - захват Иерусалима римским императором Титом и разрушение Второго Храма
164 г. до н.э. - 63 г. до н.э. - Хасмонейская династия. Ок. 20 г. до н.э. перестройка Второго Храма царем Иродом
167 г. до н.э. - восстание Маккавеев
312 г. до н.э. - 163 г до н.э. - Селевкиды
332 г. до н.э. - 305 г. до н.э. - Александр Македонский
516 г до н.э. - Второй Храм (Зоровавеля)
539 г. до н.э. - Персия (Кир Великий). Раздел на провинции
583 г. до н.э. - разрушение Первого Храма царем Вавилона Навуходоносором, Вавилонское пленение
1000 г. до н.э. - 586 г. до н.э. - Железный век II, царство Давида и Соломона, распалось на Израиль (922 г. до н.э. - 722 г. до н.э., завоеван Ассирией) и Иудею (922 г. до н.э. - 586 г. до н.э., захвачена Вавилоном). Oк. 950 г. до н.э. - царь Соломон возводит Первый Храм.
1200 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.  - Железный век I, первые евреи, ок. 1210 г. до н. э. - первое упоминание слова «Израиль» в контексте «народ»

Фотографировать было запрещено, я собрала фотографии с разных музейных выставок и публикаций в прессе. Экпонаты такие же или очень похожие.

2. Стела фараона Мернептаха, или «Израильская» стела (на выставке была представлена фотография, сама стела находится в Египетском музее Каира). Гранит, 1213 - 1203 г. до н. э. Надпись рассказывает о победах Мернептаха (сына Рамзеса II)  над ливийцами и народами моря. Список врагов включает слово «Израиль» в контексте «народ».


http://brain-on-fire.com/jefeblog/

3. Тель-Данская стела «Бет Давид» (о победах арамейского царя Азаила над 70 царями) с упоминанием, в числе побежденных царств, «Дома Давида» - наиболее раннее упоминание о царе Давиде вне Библии. Не секрет, что существует несоответствие между литературной историей  региона и археологическими находками. В данном случае, археология подтверждает историчность Ветхого Завета. 9 век. (Была фотография).


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrel111e.shtml

В период Первого Храма израильтяне жили в характерных 4-х комнатных домиках с небольшим двором в центре. В комнатах жили люди и животные. Животные (коровы, буйволы, ослы) служили системой отопления и защиты от диких зверей. Приготовлением пищи, измельчением зерна и прядением занимались внизу, а спали - на втором этаже.

4. Посуда и предметы быта древних израильтян.


http://ferrelljenkins.wordpress.com/2011/12/13/dead-sea-scrolls-exhibition-in-times-square-new-york/

5. Графин для разлива вина или масла. 8-7 век до н.э. В такие сосуды переливали из больших кувшинов перед употреблением. Кольцо (порожек на узкой части сосуда) между расширением и горлышком сосуда - это уникальная черта израильской керамики времен Первого Храма.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

6. Большой сосуд для хранения вина или масла. 8 век до н.э. Несколько ручек, чтобы его могли нести несколько человек.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

7. Сосуд для хранения зерна (с широким горлом). 8 век до н.э.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

8. Приспособление для измельчения зерна. 7 век до н.э. Базальт.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

9. Горшки для приготовления пищи. 7 век до н.э.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

10. Чаши для еды и питья. 8 - 7 век до н.э. Бедные пользовались глинянной посудой, богатые ели из бронзовой.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

11. Масляная лампа. 9 - 7 век до н.э.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

12. На большие сосуды (на ручки) обычно ставили печати с гербами и именами царей, которым они принадлежали. 8 - 7 век до н.э.


http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/30001831?rpp=60&pg=2&ft=*&where=Levant&pos=90

13. Каменная печать с фигурой лучника. 7 век до н.э. (демонстрировалась на большом экране на выставке).


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls?gclid=CO6AkNifia0CFcNo4AoddQEDmA

14. Фрагмент скульптуры с фигурой мужчины. Найден в Иерусалиме. Предполагают, что это - фрагмент подставки для чаши для священного курения благовоний. Возможно, скульптура повторяет деталь реального храма. 10 век до н.э.  Керамика.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls/press-kit/images

15. Было сказано, что Иудею и Израиль основали люди высокого социального статуса, религиозные реформаторы-интеллектуалы. Тем не менее, образованных людей было мало, всего 2 - 3%. В первое время, наряду с монотеизмом, существовали народные поверья. Было найдено около 2 тысяч статуэток некой женщины, в виде колонны, с выдающейся грудью, которую идентифицируют с символом плодородия, наряду с другими символами плодородия - гранатом и голубем. Фигурки стояли в домах, по всей видимости, были объектами поклонения. Кто была эта женщина? Согласно археологическим данным, еврейские поселения отмежевались от хананейских из-за другой религии, но влияние хананейской культуры первое время оставалось. Например, такие же фигурки также ассоциируют с ханаанской богиней - «праматерью богов» Ашерой, которая в Ханаане считалась женой верховного бога Эла и матерью богов Бааля-Хаду (Хадада) и Анат. Ашера переводится как «дерево», по-видимому из-за колонны (ствола), который является символом богини. От Ашеры также произошло эллинизированное имя «Астарта» и в греческой мифологии богини Ашера и Анат сливаются в одной богине Астарте. С путаницей с именами сейчас трудно определить, что связано с Ашерой, а что с Анат. Фигурки могли быть также были символами Анат, которая была любовницей Бааля. На выставке было высказано предположение, что в переходный период к монотеизму, евреи могли верить, что у Бога могла быть супруга или, по-другой версии, мать.
Эта фигурка из Метрополитена, 8-7 век до н.э. На выставке было около сотни таких фигурок (если не больше).


http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/30001817

16 -17. С выставки в Канаде.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

18. Фигурка голубя на колоннообразной ножке. Было сказано, что голубь, как символ плодородия, также мог представлять Ашеру. 9 - 8 век до н.э. Керамика.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls/press-kit/images

19. Подставка для чаши для священного курения благовоний, или подношений. 9 век до н.э., рисованная керамика.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls/press-kit/images

20 - 21. Другой вид статуэток - фигурки музыкантов. Песнопения и инструментальная музыка были важной составляющей службы в Храме. В Храме играли только мужчины, однако в повседневной жизни музыкантами были и  женщины.
На выставке была фигурка  женщины с бубном. Ее фотографии я не нашла, показываю похожую. С выставки в Канаде. 8 - 7 век до н.э. Керамика.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

22. Интересная фигурка с двойной дудкой или двумя дудками. С выставки в Канаде. 8 - 7 век до н.э.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

23. Перкуссионный музыкальный инструмент в виде погремушки. 8 век до н.э. Использовались и как музыкальные инструменты, и как игрушки.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

24. Мерные приспособления: шекели и весы. Круглые камушки - шекели, буквально - «вес». Их использовали как гири для обмена товаров на серебро. На одну сторону весов клали серебро, на другую - разнокалиберные шекели. После введения монетной системы, слово шекель стало обозначать монету.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

25. Вес в 4 шекеля (11.35 грамма). 7 век до н.э. Камень.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

26. Жертвенник воскурения, для священного курения ароматических веществ, 10 век до н.э. Вырезан из цельного камня. Углы жертвенника сделаны в виде рогов животного. Возлагая руки на голову животного, жертвователь символически очищался от скверны, перенося свои грехи на него. Первоначально, вплоть до 8 веке до н.э., жертвоприношения совершались в разных культовых центрах, т.н. «культовых высотах» (бама). Реформы царя Езекии, и последующие реформы Иосии, изменили систему жертвоприношений, запретив их совершение за пределами Иерусалимского Храма.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

27. Одним из «культовых высот» в царстве Израиль до 8 века до н.э. был город Дан (совр. Тель-Дан). В городе было обнаружено четырехугольное культовое возвышение, с большим жертвенником и другими ритуальными объектами. На выставке было несколько экспонатов из этого города.
Маслянная лампа с 7 желобами. 9 - 8 век до н.э., керамика, Тель-Дан.


http://cojs.org/cojswiki/Seven-Spouted_Lamp

28. Ванна для ритуальных омовений (Миква). 9 век до н.э., керамика, Тель Дан.


http://www.nypost.com/p/news/local/manhattan/scroll_fmj4lTdySYAgxYjDKMiFYN

29. Барельеф, на котором изображено взятие Иудейского города Лахиш при походе ассирийского царя Синаххериба в 701 г. до н.э. Барельеф находится в Британском музее, на выставке была фотография. Ассирийцы несут трофеи. Высокие объекты, похожие на штандарты - это ритуальные кубки на длинных ножках, сделанные, вероятно, из ценных металлов, золота или серебра. На выставке был похожий кубок, только керамический.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml, © The British Museum.

30. Кубок с рельефным орнаментом, как на фотографии выше. 8 век до н.э., керамика.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

31. Ритуальная утварь иродианского периода: каменные кружки, глазированная глиняная чаша, большой каменный сосуд в виде кубка на ножке. Стол тоже каменный. Считалось, что каменная утварь не передает ритуальную нечистоту. Большие каменные сосуды с широким горлом использовались для обрядов очищения от ритуальной нечистоты водой или раствором пепла рыжей телицы. Однако форма сосуда в виде большого кубка необычна, таких сосудов найдено всего 2, оба в Иерусалиме.
Форма стола (с одной ножкой) отражает римское влияние.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls/press-kit/images<

32. Миква в Кумране. Интересно, что в пустыне была прекрасная система водоснабжения с 10-ю бассейнами для ритуальных омовений, с характерными ступенями, разделенными низким барьером на стороны для спуска и подъема.


http://cushmanschronicles.com/tag/dead-sea-scrolls/

33. Каменные кружки были часто встречающейся каменной утварью. Их делали в Иерусалиме, разного размера, но одной формы. 1 век.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

34. В кумранском поселении было найдено несколько чернильниц, одна из них. 1 век до н.э. - 1 век н.э., керамика.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

35. Горшок, подобный тем, которые были на выставке (из Walters Museum, г. Балтимор), в которых хранили рукописи, предварительно завернув их в ткань.


36. Белая ткань с синими полосками.


http://www.thejewishmuseum.org/deadseafeature

37. В поселении ессеев найдены самые древние тфиллины (элементы молитвенного облачения, которые носят на руке и на лбу), 1 век до н.э. Здесь не видно, но они совсем крошечные, как туда помещались свитки Торы, для меня загадка. Кожа.


http://www.thejewishmuseum.org/deadseafeature

38. Кожанная сандалия.


http://www.thejewishmuseum.org/deadseafeature

39. Ессейская расческа.


http://www.thejewishmuseum.org/deadseafeature

40. Одно из первых изображений Меноры на небольшом камне, размером с кулак. Человек, который хотел иметь этот символ всегда при себе, нарисовал 5 ветвей.


http://www.nypost.com/p/news/local/manhattan/scroll_fmj4lTdySYAgxYjDKMiFYN

41. Серебряный шекель Тира, на аверсе профиль языческого бога Мелькарта - единственная монета с изображением «идола», которую разрешалось использовать для оплаты Храмового налога. На мой взгляд, монета с «идолом» для Храма - это наглядная иллюстрация выражения, что «деньги - зло», хотя откуда оно произошло я не знаю. В правление Хасмонейской династии этот налог был обязательным для всех мужчин старше 20 лет и составлял 1/2 шекеля. Собственного серебра было мало, а монеты Селевкидов, против которых долго боролись на независимость, видимо, были еще более неприятны, поскольку на них был изображен Зевс, а восстание Маккавеев, как известно, началось после того, как царь Антиох IV Эпифан попытался превратить Иерусалимский Храм в святилище Зевса. Рядом с Храмом всегда стояли люди, которые обменивали деньги на «разрешенные». Изгнание торгующих из Храма в Евангельском повествовании, по-видимому, отражает ситуацию с обменщиками у стен Храма.


http://www.nytimes.com/2011/10/29/arts/design/the-dead-sea-scrolls-at-discovery-times-square-review.html?_r=1

42. Оссуарии - склепы для хранения останков умерших. 1 век до н.э. - 1 век н.э., известняк. Через год после смерти, кости усопших перекладывали в склепы. Это связано с распространенным тогда поверьем о воскрешении. Привезенные склепы были на удивление маленькими, совсем другими, чем те, что я видела в наших музеях и на фотографиях в Интернете. Это фотография с выставки.


http://www.nytimes.com/2011/10/29/arts/design/the-dead-sea-scrolls-at-discovery-times-square-review.html?_r=1

43. Некоторые очень красивые. С выставки в Канаде.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

44. Размер зависел от того, был ли оссуарий индивидуальным или семейным. Оссуарий Иосифа, сына Каиафы (надпись на арамейском) содержал кости нескольких членов семьи и, возможно, того самого первосвященника, о котором сказано в Евангелие, который судил Иисуса Христа. 1 век.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

45. Оссуарий из Walters museum (г. Балтимор).


46. Как я уже сказала, на территории поселения было найдено много посуды.
Поздние сосуды.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls

47. Менора (7 век) и кресты. Последние появились примерно с 4 века.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls

48. Масляные лампы византийского периода.


http://www.civilization.ca/cmc/exhibitions/civil/israel/isrele.shtml

49. Мозаика с Менорой византийского периода.


http://www.discoverytsx.com/exhibitions/dead-sea-scrolls

50. И последнее, интересный момент. На выставку привезли камень Стены плача. К нему можно было прикасаться. Но люди не только прикасались, но оставляли записки.


http://www.dailymail.co.uk/news/article-2075385/Dead-Sea-scrolls-New-York-10-day-exhibit-featuring-largest-biblical-collection-outside-Israel.html

Выставка продлится до 15 апреля. Посмотреть экспонаты выставки можно тут.
Сайт музея.

P.S. Небольшое дополнение: http://tiny-rat.livejournal.com/225106.html

exhibition, history, jewish

Previous post Next post
Up