мои пять копеек продепрессию

Apr 28, 2017 11:00

Уж больно тема актуальная. Мы почему-то думаем, что вот мы все осознали, даже терапией занялись, таблетки пьем, так что вот-вот непременно выздоровеем. Однако этого почему-то не происходит и не происходит. Иногда, наоборот, состояние даже ухудшается. И на стресс реагируешь чрезмерно, и постоянно апатия, и все через силу. Это ужасно бесит. Казалось бы, лечишься, что еще, почему же не выздоравливаешь и не выздоравливаешь?

Я только сейчас поняла (вот буквально вчера, прямо как озарением осенило), как именно связана депрессия с пресловутой моделью условно-рефлекторного замирания у мышей (а казалось бы, восемь лет работы в области). Всего один удар током - и при следующем попадании в ту же клетку (или при включении условного сигнала) бедная зверуха съеживается и замирает, хотя никаким током ее больше не бьют. Сидит, боится. Ее можно научить не бояться обратно. Про это есть отдельные целые исследования. Они показали вот что: во-первых, обучение "не бояться" - это новое обучение, со своими собственными эпизодами синтеза белка, для формирования новых связей между нейронами. Это не уничтожение ранее сформированных связей между сигналом и ударом тока. Эти старые связи остаются и работают до тех пор, пока новые, о том, что место или звук безопасны, не начинают перевешивать.

В второе, и самое главное - чтобы установить эти связи, о безопасности обстановки, нужно в разы больше времени. Обучение бояться - оно одномоментное и сильное. Ну, эволюционно нам очень важно избегать опасных ситуаций, ведь если тебя съели, то никакого потомства ты уже не оставишь. А качество жизни - оно важно так... ну... не очень. Поэтому для развития эффекта угашения (так называется процесс, когда мышь перестает бояться потенциально опасной обстановки) требуется до 10 сеансов, и то, через некоторое время происходит восстановление ответа. И потом опять нужно угашение. Сильные, эволюционно важные связи, конкурируют с более слабыми, и долгое время выигрывают.

Почему же мы ждем от себя, что вот сейчас, немедленно, станем прежними? Особенно, осознав проблему через несколько лет патологической работы наших нервных связей? Да, существуют препараты, вроде тех же блокаторов ингибитора ацетилхолинэстеразы (данные только научные, клинических испытаний это лекарство еще не прошло), или ингибиторов МАО, которые усиливают положительный сигнал. Но этого все равно недостаточно. И именно поэтому в четверти случаев, по официальной статистике в Штатах, депрессия оказывается инкурабельна. Чтобы вылечить депрессию, надо чувствовать себя счастливым - несколько лет. Ну или хотя бы не чувствовать себя несчастным. А тут мы попадаем в заколдованный круг, потому что, когда мы больны, то у нас постепенно начинает обрушиваться жизнь. Больному гораздо сложнее, чем здоровому, и ему очень нужна помощь общества, на которую многим из нас сложно рассчитывать. Если мышь, во время процесса угашения, еще раз стукнуть током, то следующее угашение будет развиваться гораздо медленнее.

Однако не хочу впадать в уж полный пессимизм и уныние. Мы, все же, люди, у нас есть друзья, близкие, которые оказывают нам поддержку, у нас есть достижения современной медицины (некоторые антидепрессанты уменьшают время развития навыка угасания замирания у мышей в несколько раз, - доказано экспериментально!). И, кроме того, мы можем сознательно научиться себя радовать. Психологи предлагают разные варианты, - например, соблюдение приятных ежедневных ритуалов, типа чашки вкусного кофе поутру, или прогулки на природе и занятия спортом. Очень важным шагом является осознание того, что именно тебя радует на данном этапе жизни. Иногда это могут быть очень маленькие радости, потому что большие радости ресурсозатратны (было бы очень круто съездить на море, но у тебя нет денег или времени. Или, еще проще, - было бы круто прогуляться, но у тебя нет сил выйти из дома).

Я начала с того, что отказалась чувствовать себя несчастной. Да, я могу ныть и бухтеть, но как только мне становится жалко себя до слез, или я скатываюсь в яму "все плохо я ничтожество лучше мне умереть", я просто перестаю это делать. Иду поесть, или погулять, или сажусь читать книгу, или ложусь спать, можно даже выпить, что угодно - главное, перестать находиться в этом состоянии. Это все равно ничему не поможет. Уже через пару месяцев сил на удивление прибавилось, еще через какое-то время, когда пришлось отказаться от антидепрессантов (у меня кончилась страховка, без нее достать новые ммм... малореально), я пережила это довольно легко.

А вот теперь села и задумалась, что же доставляет (на самом деле) мне удовольствие. У меня сейчас не так много вариантов, потому что сил реально немного, у довольствие нужно из разряда - взял и сделал, а не через силу выпихнул себя на прогулку, например. Мне доставляет удовольствие планирование. Это значит, что я так или иначе беру свою жизнь под контроль. Пока это планирование обычной рутины, но я надеюсь, что рано или поздно это будет планирование путешествий. Мне доставляет удовольствие, - как ни странно!- уборка. Это тоже вариант контроля. Однако с этим, равно как и с поеданием вкусняшек, нужно осторожно, потому что могут быть побочные последствия. Поэтому я планирую уборку не чаще раз в две недели. Остальное время можно и пережить этот легкий бардак вокруг (да, знаю, этот способ не годится для людей с детьми и, например, астматиков). Еще несомненное удовольствие доставляет чтение. Это для меня разновидность эскапизма, с помощью которой можно скрыться от реальности. Я читаю простые, незамысловатые вещи, по большей части детские книги (вот недавно открыла для себя Диану Уинн Джонс), - про волшебство и с хорошими концами. Смотрю мультфильмы и фентези-сериалы.

Все (или хотя бы одна) доставляющие удовольствие вещи должны обязательно происходить с вами каждый день. В смысле, не то, чтобы должны, но если вы сможете себе их организовывать, то вы изрядно себе поможете. Для меня до сих пор большим удивлением является открытие, что если я перестану убиваться об работу и сделаю передышку, то учеба пойдет гораздо продуктивней, и больше не значит лучше.

С вами был ваш кэп :-) Иной раз сам удивляешься, как такие, казалось бы, совершенно простые и натуральные вещи остаются неосознанными столь долгое время

фермент охреназа, нам - мыши!, Обстановка не богоугодная но стабильна, килька плавает в томате

Previous post Next post
Up