Наверное, сложно было представить, что происходящий сейчас эволюционный кризис начнётся именно так - с пандемии короновируса. Но ожидание того, что он вот-вот начнётся уже было в последние годы. Слишком явным стало очевидное противоречие между стремительно развивающимся и уже накопившимся технологическим потенциалом и неспособностью нас с нашей паразитической экономикой и общей социальной организацией этот потенциал реализовывать. Прорыв этой стоящей на пути нашего развития плотины не мог не произойти. Его спусковым крючком стал короновирус. Насколько серьёзным уже стало накопившееся противоречие настолько серьёзным будет и начавшийся кризис.
Его результатом будут изменения в сознании и, как следствие - в мировом экономическом и социальном устройстве. Предыдущие подобные изменения, происходившие в результате Первой и Второй мировых войн забрали несравненно больше человеческих жизней, но не были столь радикальными и глубокими, как предстоящие в ближайшие несколько лет.
Уже сегодня, в самом начале этой революции, очевидны некоторые явные проявления этих изменений. Благодаря связанным с пандемией ограничениям взрывное развитие получают формы онлайн образования, удалённых сервисов и работы предприятий, сервисы доставки. Миллионы специалистов за одну-две недели перешли на удалённую работу, которая уже во многих случаях оказалась более продуктивной, как для них самих, так и для предприятий. Многие из которых уже не вернуться к традиционной работе в офисах. Массово в удалённом режиме стали проходить многие коллективные встречи, конференции и прочие мероприятия. Самый яркий пример - недавняя встреча лидеров ведущих экономик - G20, прошедшая в удалённом режиме. Оказалось, что и так можно. К тому же - и значительно продуктивнее и экономичнее и удобнее. Вполне вероятно, что так теперь это и будет проходить. В онлайн переходят не только предприятия, но и театры, музеи. Те, кто освоят и закрепятся в новых формах организации работы, будут успешно развиваться. Остальные прекратят существование.
Когда быстрое принятие решений и мгновенная их реализация становятся вопросом выживания, на глазах сметаются неповоротливые бюрократические механизмы. Логистика, способы организации бизнес-процессов, принятия решений, в том числе в разработке и внедрении технологий освобождаются от казавшегося незыблемым балласта бюрократизма и некомпетентности. В новой системе отношений большую ценность и практическую востребованность как у отдельных специалистов, так и у предприятий приобретает способность к равноправному партнёрству, встраиванию в социальные группы, профессионализм, навыки и справедливость принимаемых решений, вместо их статуса, формальных достижений или финансовых накоплений.
Столкнувшись впервые в сегодняшней истории с подобной пандемией, большинство государств сначала проявило ожидаемый эгоизм. Каждый боролся со своей проблемой сам. Большинство остальных за ним наблюдали с открытым ртом со стороны. Но очень быстро оказалось, что эгоизм не работает. По крайней мере так, как хотелось бы. Отсидеться в стороне и избежать самому проблемы, за которую пусть в полной мере расплачивается другой. От того, что заболел Китай или Италия, другим не становится лучше. Наоборот. Дать разболеться одному, значит подготовить подобное продолжение и у себя. И наоборот - побыстрее и совместно решить проблему у соседа - значит обезопасить и себя. Оказалось, что глобализм сегодня работает, но не совсем так, как было удобно его воспринимать до настоящего времени.
Вместо традиционного глобализма и нивелирования различий между странами, группами и отдельными людьми эти различия и индивидуальные способности каждого приобретают главную ценность. Стимулирование развития и востребованность на благо других потенциала каждого станет одним из главных условий успешного развития всех при новом миропорядке. Справедливые государственное устройство и бизнес из фантастики становятся реальностью.