Originally posted by
duty_to_country at
Ода на смерть журналистики, или Снова о часах Патриарха Какие нервные лица - быть беде;
Я помню, было небо, я не помню где;
Мы встретимся снова, мы скажем "Привет", -
В этом есть что-то не то;
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет,
Рок-н-ролл мертв, а я;
Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.
(Группа «Аквариум» и БГ, «Рок-н-ролл мертв»)
Журналистику убила Сеть. Сеть, которая дала нам свободу слова, а с ней, казалось бы, вдохнула новую жизнь, возродила социальную роль профессии. Но влить новое вино в старые меха не получилось. Оказалось, что свобода слова в понимании обычного человека и свобода слова как гарантия исполнения профессиональных обязанностей - вещи совершенно разные.
Мы все сейчас водители. И, наверное, при необходимости, в критической ситуации каждый из нас сможет повести автобус или трейлер. Но вряд ли мы сможем делать это изо дня в день без специальной на то подготовки. А уж тем более не сможем ехать в составе кортежа на скорости под 200 км в час, сохраняя минимальное расстояние между машинами. Не рискнем вести переполненный автобус по горному серпантину над пропастями. (В этой связи вспомнил водителя-абхаза и путешествие к озеру Рица в автобусе, полном веселых студентов. Там есть такой каменный карниз по дороге, где этот гордый житель гор предложил всем нашим студентам разом посмотреть налево: вон там, внизу видите что-то. Так до этого «что-то», мол, целый километр. А мы мало того, что на карнизе, так на карнизе, где две машины не могут разъехаться. На этот раз все обошлось. А может, и не было никакой опасности, ведь он все же профессионал.) Не сможем мы с вами, возможно, даже более простое действие повторять ежедневно - тупо по московским пробкам водить автобус по одному и тому же маршруту. Не все из нас умеют делать полицейские развороты, хорошо парковаться, уверенно вести машину по обледенелой дороге. А уж устройство собственного автомобиля многие теперь и не пытаются узнать. Для того чтобы его водить, это знание зачастую не требуется. Но все при этом гордо называют себя водителями.
Все это можно применить и к журналистике, которая, как и водитель, стала профессией массовой. Точнее, теперь это даже не профессия, часто просто навык. Умеешь гладко складывать буковки в слова, знаешь пару десятков штампов, глядишь, ты уже и журналист. И если по какой-то удивительной причине тебя не взяли ни в какую редакцию, ты имеешь возможность делиться своими опусами с окружающими посредством Интернета. Сделав профессию массовой, Сеть окончательно убила ее. Поначалу, с зарождением интернет-журналистики было принято считать, что интернет-СМИ представляют из себя наименее достоверные источники информации. Об этом не стеснялись заявлять во всеуслышание представители классических СМИ - информационных агентств, печати, радио и телевидения. И дело даже не столько в качестве журналистских кадров, сколько в оперативности подачи информации. В принципе с тех пор ничего не изменилось в этом смысле. Интернет по-прежнему наиболее оперативный и потому наименее достоверный источник информации. Только теперь в интернете представлены уже не только собственно интернет-СМИ, а интернет-версии всех остальных видов прессы. А также блогеры, просто городские сумасшедшие, официальные и неофициальные сайты чего ни попадя, а также социальные сети и прочая, прочая, прочая. Во всей этой каше, которая в массе своей и представляет контент, найти ту его часть, которая адаптирована (то есть приготовлена в удобоваримом виде) для массового потребителя, не каждый сможет. Раньше этой адаптацией и занимались шаманы-журналисты. Они одни имели доступ к информации и, профессионально обработав ее, доводили до сведения остальных. Сейчас принято считать, что обрабатывать ничего не надо. Читатель сам разберется. Но даже водителей-«чайников» предварительно обучают. Не понимаю, почему считается, что все изначально способны перерабатывать любую информацию. Это все равно как продавать только изначальные продукты полей, огородов и ферм - коров вместо говядины и зерно вместо хлеба.
Не уверен в том, что обычный человек всегда способен отделить зерна от плевел, если вопрос не касается его профессиональной деятельности и интересов. Именно поэтому провокации, дезинформация и прочие фейки и фотожабы стали неотъемлемой частью современного контента. Сеть расширила возможности манипуляций общественным сознанием, правда, снизив профессиональный уровень этих манипуляций. Но большего теперь и не требуется. Теперь информационный повод не надо ждать, его можно придумать, сидя за компьютером. Нет необходимости даже особо скрывать информационную подделку. Ритм жизни таков, что никто копать глубоко и не будет. Twitter в этом смысле стал квинтэссенцией современной как бы журналистики. Информация - в заголовках. Ведь уже давно в массе своей читатель получает информацию из заголовков. Более продвинутые читают лиды. И, похоже, только сами журналисты и те из нас, от кого это пока еще требуется согласно профессиональным обязанностям, читают тексты целиком.
Манипулирование через визуальные образы, как известно, еще более эффективно. И потому так распространены фотожабы. Вначале они «хранились» в определенных местах, на отдельных сайтах, были своего рода видом сатирического «искусства», затем начали расползаться по Сети, постепенно подменяя собой собственно информацию. Теперь это обычное явление для любого СМИ. И уже нельзя быть уверенным в том, что фотография в очередном репортаже - не фотожаба. И вот уже официально зарегистрированное интернет-СМИ
http://slon.ru/fast/russia/blogery-nashli-u-partiarkha-antivampirskie-chasy-773205.xhtml публикует текст, в котором, ссылаясь на информацию одного из пользователей Facebook, а точнее, на размещенную им на своей стене в FB фотографию (?), утверждает что «на одной из фотографий, сделанных в резиденции Патриарха, на руке Кирилла часов нет, но на отражении в столе - есть». Пафос статьи сводится к тому, что кто-то бессовестно, но неудачно отретушировал фото Патриарха, дабы скрыть наличие часов у него на руке. Ниже размещена ссылка на сайт Патриархии, с которого якобы взята эта фотография. Зайдя на этот сайт, можно убедиться - часы никто не ретушировал.
Но ведь для этого надо зайти на сайт!
P.S. Это случилось вчера. А сегодня после полуночи ряд интернет-изданий сообщил о том, что «блогеры добились возвращения часов на фотографию Патриарха». Вот и еще один информационный повод появился/придуман. Объясните мне, почему я должен в это поверить?