А вы когда-нибудь влюблялись в текст?
Так, чтобы «жить без него не могу»?
/Влюблялись, знаю. Другой тип людей тут в избранном бы и не оказался./
Это старая понятная история про тягу к Средиземью после томов Толкиена; про мечты о мореплаваниях после книг Жюля Верна или, например, Грина; про жажду магии и волшебных школ - ну куда же мы без мамы Ро; про стремление к эпическим битвам и подвигам на волне мировой мифологии.
Все эти мечты - о любви. И в норме - о действии. Как влюбишься, сразу хочется куда-то бежать, стать лучше, уподобиться герою.
Любая влюбленность прекрасна тем, что даёт возможность почувствовать собственные идеалы (и даже тело идеалов, если-вы-понимаете). Мы же идеализируем, когда влюблены, верно? И, думаю, очень-очень важно почувствовать - что нас вообще цепляет в чужих литературных пространствах? Без чего потом нельзя жить? Что выводит из равновесия?
Перевернуть мир может даже короткий текст - чей-нибудь пост вполне способен лишить покоя. Или вот ...стихи! Больше всего мне нравится влюбляться в поэзию. Начитаешься - и потом ходишь, резонируя ритмом строчек и растворяясь в переживании кра-со-ты. Даже вполне тактильно чувствуешь, какова для тебя эта Красота.
/Думаю, посредством искусства человеку можно доставить самое сильное удовольствие/
На свои литературные переживания можно смотреть, как в зеркало. Очень правдивое зеркало!
Рациональные доводы вечно дают сбой, а искру радостного узнавания ни с чем не спутаешь.
«Но всё же с самого первого взгляда - средь чужого я вижу своё»
Магия, правда, на этом не заканчивается.
...вот ты нашел текст. И он оказался мил твоему сердцу.
А пиздец интересное кроется дальше. Потому что прочитанное начинает работать!
Полюбил человек произведение и хочется ему дальше в нем пребывать /сблизиться, притянуть, не отпускать - все типа как в отношениях с живой персоной/
И человека начинает переть - он воображает, шутит, додумывает, обсуждает прочитанное и окружает себя деталями, которые символизируют то переживание света, которое с ним случилось. Поэтому здорово носить хорватские шарфы и эльфийские украшения, фехтовать, ходить на балы, учить чары... играть в ролевую игру /разумеется/.
Но это антураж. Есть и менее очевидный, более тонкий пласт последствий литературной влюблённости. Когда полюбившиеся книги отражаются в судьбе. И этот пласт вполне реален.
Я вот однажды в измененном состоянии сознания прочитала фанфик. Потом не вышло видеть мир прежним.
Точку зрения на человеческие отношения, отраженную в тексте, было невозможно игнорировать /здравствуй, тема алхимии/.
А год спустя в жизни стали встречаться похожие характеры, звучать аналогичные идеи, повторяться сюжетные линии /и по мелочи, и генеральная, та, что про учителя и ученика/. Я много нафантазировала, но были и факты! Факты легли красиво и упрямо.
Впрочем, та история выглядит как скромная репетиция.
....
Не знаю, насколько надо было влюбиться в текст, что бы через семь лет обнаружить себя посреди авторского сюжета, близко-близко к написанному.
Получая и красоту и, местами, безжалостные выверты.
"Я же в шутку захотел!" "В радужных очках картина выглядела иначе."
"Когда я перестал читать и стал играть?.. Когда заигрался?"
Думаю, мы влюбляемся в нечто изначально близкое нам. Думаю, в нашем бессознательном много зачатков разных сценариев, и далеко не все реализуются.
Нужен триггер - и прочтенные тексты выступают таким катализатором. /Похоже на развитие генетического заболевания/
Страшно только - смотреть на вращающиеся шестерёнки и видеть, как детали произведения проявляются в объективной реальности.
Идея облекается плотью и превращается во что-то далекое от исходной искры. Но связанное.
Что есть текст для автора, исходя из этого: программный код или предчувствие?
В одной тревоге пребывать невозможно - да и история-то хорошая. Прецедент интерактивного романа, как жанра искусства, где читатель тоже становится действующим лицом. Концепция мир-как-текст уже не выглядит просто остроумной теорией, под таким углом!
С исключительной иронией, хочу здесь припомнить мемчик: "Someone should write a book where the main character slowly falls in love with the reader"
...
Литература великолепна, даже если, проваливаясь в неё, уже не понимаешь, насколько ты рад.