Вы думаете куда пойти в выходные пока Москву заметает снегом? Точно не кабак! Нужно видеть красоту!
Одни из первых капель в омут равноправия женщин были кинуты именно тогда- в 18-м веке. Екатериной и вот этими девочками. Это они первые получившие образование отличное от привычного домашнего - стирать-варить. Они знали куда меньше чем мы сейчас, но куда больше современниц домашнего обучения.
Красавица Нелидова Екатерина Ивановна. Воспитанница с 1765 года. Фрейлина и подруга Марии Фёдоровны.
Приехали все 7 картин, 9 красавиц, Левицкого в Москву. Они впервые в таком составе в столице. Сейчас портреты на ПМЖ в Михайловском Русского музея, а некогда это была особая композиция в Петергофе в покоях Екатерины II. Точнее в Куропаточной гостиной. Сейчас в Петергофе представлены копии этих портретов. Однако это не точно. Бытует версия, что это Бецкой заказывал портреты и были они в его доме, а уж после его кончины переехали в Эрмитаж. Факт в другом писались портреты 3 года и Левицкий из казны получил за работу огромные деньги за это: 3200 рублей.
Вряд ли я найду среди почтенной публики тех, кто не знаком с госпожой Нелидовой. Вернее с её портретом из этой серии.
Вот они девять красавиц Екатерины
Портреты особенно отличившихся девочек составляли некоторую мизансцену. И именно так они сейчас представлены: в центре одиночный портрет , а по левому и правому крылу по три портрета.
Кстати, при входе в зал нас встречают вовсе не смолянки, а императрица. Первое что видите - мундирное платье шефа Преображенского полка. Оно меня поразило. Платье-мундир шикарно, это аксиома, поразило другое - рост. Мой рост самый стандартный для нашего времени 164 см + 5 см каблук.
Платье мундирное по форме полковника Преображенского полка 1792 год Репс, тафта, золотой галун, латунь. /
Как видно на снимке витринный подиум достаточно высок - но я выше платья! Т.е. императрица совсем была миниатюрная. Какие там 157 см - не знаю.
Платье женское 1770-е холст, шелк / туфли женские 1770-1780-е Шелковая ткань с выработкой,лён, кожа0лайка,канитель,
Шифры. Кажется безделица.. Но в них так много.. И судьба и карьера, счастье и почести. Какжется невзрачны, но вдумайтесь что вот этот серенький вензель усыпан чистыми бриллиантами, а жёлтая буква - чистое золото!
Шифр фрейлины Екатерины Великой 1770-180-е. Золото, серебро, бриллианты, чеканка, (собрание Эрмитажа) / Шифр за окончание Смольного Института с бантом. Золото, ткань (Собрание Эрмитажа. Приобретено у частного лица в 1984 году)
Хрущёву и Хованскую достаточно растиражировали. Куда как интереснее портрет первый - Давыдовой и Ржевской. Давыдова как самая маленькая по возрасту смолянка, принадлежит к «кофейным барышням» - форменное платье для младшего (первого) возраста было именно такого шоколадного цвета. А Ржевская уже в голубом - второй возраст воспитанниц. Как же нелепо смотрится платье на маленькой девочке. Всего 8 лет тут Давыдовой. А ещё эти короткие стрижки...
Портреты Анастасии (Настасьи ) Михайловнй Давыдовой, Феодосии Степановны Ржевской и Хрущёвой Екатерины Николаевны с Хованской Екатериной Николаевной
О Настасье Давыдовой нет смысла разговаривать отдельно - закончила она обучение без шифра и дальше её судьба была не запечатлена историей. Всё что осталось - это вот этот портрет в корсаже с кринолинами.
А я рекомендую заглянуть ещё за «ширмочку» где висят фотоработы Карла Була. Где слетит романтический флёр о быте смолянок. Где маэстро запечатлел на века быт девиц-бесприданниц, который далёк от киношных картинок. А в соседнем зале рекомендую на пять минуточек присесть, отдохнуть и послушать зачем смолянкам так нужны были шифры и о истории создания картин...
Карл Була. Столовая.
Карл Була. урок рукоделия
Карл Була. Баня
Карл Була. Умывальня
Карл Була. Лазарет
А ещё.. Ещё веера.
И прочее...
Портрет Е.И.Кропотовой. Первая игуменья Новодевичьего Смольного монастыря. "Крёстная" Софии-Доротеи_Августы_Луизы Вюртемберской. / Фрагменты иконостаса домового храма Смольного институтта, церкви Св. Екатерины.
Дарственный экземпляр История Государства Российского в футляре красного сафьяна с дарственной надписью.
Портрет Бецкого не просто так на выставке. Он был идейным вдохновителем учреждения этого учебного заведения, а в последствии и патроном.
Портрет Бецкого И.И. Копия портрета Рослина
И прекрасные наставительные картины, которые висели в классе. Пока их рассматривала, подумала: такие надо вешать и сейчас в классах. Что бы «Не лги», «Не вреди никакому животному и не озлобляй его», «Не будь никогда праздна», «Не делай зла и не досаждай никому» - были как заповеди Библии! Хотя... это философия и брюзжание старушки Шапокляк.