Что-то меня потянуло на ме муары и автобиографии. Читала мемуары Феликса Юсупова. Слог что реченька течёт. Обороты, описания. Красиво. Приятно. Интересен взгляд тех самых трёх процентов населения.
По окончанию взялась за воспоминания Арсения Григорьевича Зверева. Человека из работной семьи в Клину. Прошедшего путь от рабочего на прядильной фабрики до должности агента Московского губернского финансового отдела, а затем занявшего пост министра финансов СССР.
Интересно было взглянуть на ситуацию того же времени что и у Юсупова глазами другой стороны.
Читаю. Но уговариваю себя читать. Какой же куцый язык! Передовица газеты Правда. Но интересны временные переплетения. Все же в курсе что история движется по спирали? Ну так вот каждые 100 лет..
Короче, цитаты из воспоминаний министра. 1922 год :
" ... Чаще всего нам приходилось осуществлять патрулирование вдоль границы. Здесь существовала 15-километровая нейтральная зона, в которую не могли вступать ни польские, ни советские войска. Исключение допускалось только в случае, если другая сторона нарушала договоренность. Поляки, ссылаясь на то, что они «не в силах» контролировать действия бандитов, постоянно забрасывали в эту зону группы диверсантов. А те, избрав подходящий момент, перебирались па советскую территорию. Приходилось без конца перемещаться вдоль границы. Если мы были уверены, что появился именно террорист, мы получали официальное разрешение обезвредить его, иногда ходили даже в кавалерийские рейды по зоне. На моей памяти там было уничтожено около 120 бандитских гнезд. Как нам рассказывали, польская буржуазная пресса, обычно при малейшем поводе вопившая о «зверствах большевиков», тут предпочитала молчать, как будто воды в рот набрала. «Чует кошка, чье мясо съела», - невесело усмехались мы."
Или вот тоже показательно...
" Не раз бывало, что капиталисты, думавшие о наживе и ненавидевшие СССР, пытались сбыть нам гниль или бракованные изделия. Много шуму наделал случай с американскими авиационными моторами «Либерти». Наши самолеты, на которых поставили моторы из партии, закупленной у. США в 1924 году, неоднократно терпели аварию. Анализ показал, что эти моторы уже были предварительно использованы. С каждого из моторов соскоблили надпись «К эксплуатации непригоден» и продали нам."
P.S.Прикупила ещё бумажную книжечку воспоминаний Коровина. Это я апосля похода на выставку в
Музей русского импрессионизма. Да, расскажу и покажу. Весьма! Пойду ещё. И за пироженкой. Ленинградским набором от Севера. Благо он там есть. Да