Музей мирового океана (
http://world-ocean.ru/ru/) расположен в г.Калининград на набережной маршала Баграмяна.
В Музее Мирового океана создана единственная в стране Набережная исторического флота, у причала которой ошвартованы: самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь», единственная в стране подводная лодка-музей на плаву «Б-413», единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», имеющее музейную экспозицию, единственное в стране рыболовецкое судно-музей «СРТ-129».
Мы посетили музей 2 мая 2010 года, в третий, последний день нашей поездки в Калининград.
Как было сказано выше, самое интересное в музее - это корабли. По ним можно полазать. Внутри каждого устроена экспозиция.
Исключение составляет только корабль космической связи "Космонавт Виктор Пацаев" - туда можно попасть только с организованной группой. В остальные суда можно ходить по одиночке.
Координаты музея - 54°42'23.85"N, 20°30'2.67"E. Территория музея обведена линией.
Панорама набережной музея с высоты маяка на главном здании. Река - Прегель или Преголя.
Панорама в полный размер А мы пойдем справа налево (если ориентироваться по панораме выше). Т.е. от рыболовецкого судна CPT-129 до подводной лодки с заходом в главное здание музея.
Но, перед тем как мы будем осматривать музейные экспонаты, хочется обратить внимание на интересный мост через реку Прегель.
Он расположен справа вдалеке (все по той же панораме).
Мост интересен тем, что он двухуровневый - железная дорога и автомобильная дорога, а также тем, что средняя часть моста может подниматься вверх для пропуска судов.
Между двумя башнями расположена подъемная секция моста.
Обратите внимание на объемные грузы наверху башен - это противовесы, уравновешивающие вес средней секции.
Тросы подъемника.
Естественно было любопытно взглянуть на город с этого моста.
С одной стороны открывается вид на морской торговый порт и его многочисленные гавани.
С другой стороны на водную часть экспозиции Музея мирового океана.
Вернемся к осмотру Музея мирового океана.
Рыболовный траулер CPT-129.
Следом за ним стоит замечательное судно "Космонавт Виктор Пацаев".
Судно было построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе им.А.А.Жданова как лесовоз "Семен Косинов".
Затем в 1977-78 гг оно было переоборудовано на том же заводе в научно-исследовательское судно, а проще в измерительный пункт для космических программ СССР.
В то же 1978 году судну было присвоено имя космонавта Виктора Пацаева. Очень жаль, что не удалось туда попасть, а если там еще и сохранилось оборудования космической связи, телеметрии и управления космическими аппаратами, то вдвойне жаль.
На фотографии выше, красное здание - Пакгауз, сейчас там выставочный центр.
Вдоль набережной располагается экспозиция шлюпок, лодок, бакенов. якорей и много чего другого, связанного с мореплаванием.
Главное здание музея. На первом плане - интересные аппараты для погружения.
Подводный обитаемый аппарат "ТЕТИС".
Буксируемый аппарат. Предназначен для визуальных наблюдений за поведением орудий лова (тралов) и объектов лова (рыб) в воде.
Аппарат построен по заказу Минрыбхоза СССР на судостроительном заводе Адмиралтейские верфи. В период 1970-1976гг., было построено 11 таких аппаратов.
Аппарат способен следовать в любом месте у рыболовного трала: впереди, сверху, сбоку и сзади, что позволяло видеть трал мастерам все достоинства и недостатки сетного орудия лова, а так же поведения рыбы во время лова. Аппараты позволили собрать ценную научную информацию для конструирования высокоуловистых тралов и совершенствования тактики лова. Эксплуатировались до 1990 года.
Подводный обитаемый аппарат "ПАЙСИС-У11" .
Самоходный аппарат. Предназначен для сбора научных данных и выполнения прикладных работ в толще океана и на дне. Аппарат построен по заказу АН СССР фирмой -"Хайко" (Канада) в 1975 году и введен в эксплуатацию Институтом океанологии им.П.П.Ширшова АН СССР В 1977 году. Небольшой вес и габариты позволили установить этот аппарат на научно-исследовательском судне "Дмитрий Менделеев", дооборудовав его спускоподъемными устройствами. Аппарат работал в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, на озере Байкал. Аппарат внес большой вклад в отечественную и мировую науку. С его применением было проведено около 30 научных экспедиций, в которых получены уникальные данные в области геологии, биологии, гидрофизики, гидрохимии, гидроакустики. На аппарате выполнено более 300 погружений на глубины до 2140м. Эксплуатировался до 1988 года.
Экспозиция музея, расположенная в главном здании, не такая насыщенная как на набережной.
Интересны - аквариумы с рыбками (фотографировать нельзя), маяк, смотровая площадка.
Наверху главного здания музея есть башенка-маяк. Внутри башенки настоящий фонарь маяка, естественно экспонат.
Из-за тесноты сфотографировать весь фонарь не удалось. Линза Френеля впечатлила размером.
Вокруг башенки маяка располагается самая высокая смотровая площадка музея.
Панорама в начале поста была сделана оттуда.
Еще несколько фотографий со смотровой площадки - подводная лодка Б-413.
Выходим из главного здания музея и направляемся на научно-исследовательское судно «ВИТЯЗЬ» АН СССР.
Небольшой рассказ о судне "Витязь".
5 августа 1938 года верфь судостроительной фирмы «Шихау», расположенная в Бременхафене (Германия) получила заказ от пароходной компании «Нептун» на строительство пяти моторных грузовых судов.
Друг за другом сошли со стапелей 5 пароходов с одинаковыми техническими характеристиками: «Марс», «Минерва», «Зевс», «Нептун», «Нестор».
Сухогруз «Марс» должен был совершать рейсы из Испании с грузом апельсинов на борту. Трюмы судна имели искусственную вентиляцию. На борту было 12 прекрасно оборудованных пассажирских кают.
В 1939 году прошли технические испытания «Марса». В августе был проведён первый пробный рейс на Гельголанд, где судно загрузили цементом и направили в Данциг.
В ходе испытаний была зафиксирована скорость 14,5 узлов, хорошо зарекомендовал себя корпус судна.
Мирная служба сухогруза продолжалась недолго.
В начале Второй мировой войны «Марс» был переведен в Бремен. Борта судна приобрели маскировочную окраску.
До 1943 года «Марс» совершал пассажирские перевозки из Штецина в Данию и Норвегию, а затем был передан в полное распоряжение военно -морского флота.
В 1945 году «Марс» был направлен в Балтийское море. Совместно с 1081 судном он принимал участие в операции по вывозу немецкого населения с территории Восточной Пруссии из портов Пиллау, Кенигсберг и Данциг. За четыре рейса судно вывезло около 20 000 человек, в основном женщин и детей. Последний рейс «Марс» совершил из Пиллау 13 апреля 1945 года.
После окончания войны судно было передано Англии, затем Советскому Союзу. С новым именем «Витязь» оно вошло в историю как знаменитое советское научно - исследовательское судно.
Сначала исследуем исследовательское судно изнутри.
Экспозиция посвященная навигации и навигационным приборам.
Магнитный компас, Англия, 18 в.
Астролябия
Далее осмотрели каюты и помещения судна.
Склад фонарей и бакенов.
Фрагмент лаборатории с экспозицией зондов для забора проб воды с различных глубин.
Кают-компания.
Машинное отделение (можно заглянуть только через маленькое окошечко).
Главный двигатель, приводящий в движение гребной винт.
Семицилиндровый дизельный двигатель произведен фирмой Крупп (Германия). Установлен в 1939 году.
3 000 л.с., потребление топлива 10,9 т/сутки.
Запас топлива на борту судна 250 тонн.
Камбуз.
Фрагмент капитанского мостика.
Многие помещения сложно было сфотографировать, но они очень интересны сохраненными интерьерами. Так что надо смотреть воочию.
Вид с капитанского мостика.
На палубах судна можно ознакомиться с различными механизмами и полюбоваться видами музея и города.
Памятная доска, установленная в честь 60-ти летия постройки судна и ряда других дат.
Сходим на берег с Витязя и продолжаем движение к подводной лодке Б-413.
Залезаем внутрь лодки.
Носовой торпедный отсек. Аппараты могут перезаряжаться в походе в отличие от 4-х кормовых, которые заряжаются перед походом на 1 выстрел.
Офицерская столовая.
Центральный пост.
Перископный мостик.
Передвигаться внутри лодки приходилось через взаправдашние люки в переборках между отсеками.
Можно было пролезать как черепаха, а можно было, ухватившись за рычаг над люком, залихватски проскакивать через люк с разбегу.
Пост управления дизелями.
А вот и кормовые торпедные аппараты.
На этом осмотр музея заканчивается.
Отмечу, что здесь нет посещения судна "Космонавт Виктор Пацаев", которое должно быть очень инетерсным в связи с космическим прошлым корабля.
Рядом с музеем установлен памятник Святителю и Чудотворцу Николаю.