Духовные размышления на каждый день года: 18-28 июля!!
«И пошел царь Давид и предстал пред лицом Господа». (2 Цар. 7, 18).
Где бы мы ни были, мы всегда можем предстать пред Господом, если мы отведем наш взор от всего земного, и устремим его на лик Спасителя. Даже среди толпы, мы можем быть наедине с Господом и в общении с Ним, взирая на дела рук Его. В природе все гласит о Нем. Необъятное море говорит о бесконечном могуществе Божьем; безоблачная синева неба дышит миром; вековые горы выражают собою Его несокрушимость
.
Но и в другом смысле мы можем всегда предстать пред Господом. Когда мы уединяемся в свою келью, мы как бы предстаем перед Лицом Господа. Когда мы вникаем с благоговением в чтение Слова Божия, Господь Сам говорит с нами, словами Священного Писания; когда мы преклоняем колена в молитве и изливаем душу нашу перед Ним, - мы как бы лежим у Его ног, прикасаемся к краю Его одежды, - и чувствуем Его умиротворяющее прикосновение к нашему смущенному сердцу. Как близко мы подходим в такие минуты к нашему Спасителю, и какую новую силу, какое возрождение духа приносит нам эта близость!
( И всегда, везде..в автобусе, метро, просто при ходьбе всегда можно и нужно мысленно хоть на миг обратиться к нему, Спасителю нашему..он всегда услышит и все видит!-Т.С.)
«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Лук. 17, 10).
Никто не удивляется, когда служащие, напр. нижние чины на войне, исполняют свой долг с истинным самоотвержением, забывая себя, чтобы строго следовать приказанию начальства. Все это находят совершенно естественным, и за одно исполнение долга, никто из этих скромных тружеников не ожидает награды. Мы же слишком склонны приписывать себе некоторую долю достоинства в том, что нам иногда удается исполнить, забывая, что мы лишь рабы нашего Божественного Учителя, - получившие от Него все, и нестоящие ничего, - что мы сами по себе ничего не можем достигнуть, и что мы получаем силу и возможность действовать только от Него. Не будем же никогда забывать вашего полного ничтожества, - сознавая насколько все наши дела ничего не стоят, сравнительно с тем, что мы получаем ежедневно от Господа. Кто же из нас вправе сказать искренно, что он исполнил все, что ему приказано? Но даже, если б это и могло случиться, будем всегда помнить, что мы лишь рабы, сделавшие то, что должны были сделать.
«Одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё». (Лук. 10,12).
Господь ясно сказал: «одно только нужно», все другое - второстепенно, все другое явится само собою, насколько оно нужно нам, и об этом заботиться не стоит! Какая же эта «благая часть», избранная Марией, которая удостоилась одобрения Спасителя? Мария, по-видимому, бездействовала, - она сидела у Его ног, и погрузилась в беседу с Ним и эти божественные слова сделались для нее живым источником веры и истины. Как часто наши заботы и ежедневные занятия заглушают в нас этот голос Спасителя, Который однако так нужен для нашей духовной жизни! Все внешнее часто слишком поглощает нас; в этом постоянном лихорадочном движении мы не находим времени для размышления и молитвы. Не будем же более допускать этого: - вспомним про Марию, - вспомним, что Господь назвал «благою частью» то, что она избрала; - непременно, каждый день посвятим часть нашего времени беседе с Богом. В тишине уединения, возвышая нашу душу к Нему, поспешим к этому живому Источнику, чтобы почерпнуть от Него силу для исполнения нашего ежедневного труда. И эта сила, это высшее благо, эта благая часть, уже не отнимется от нас никогда.
«Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков». (Откр. 1, 18).
Подумайте, как мелочна, как несовершенна, как неудовлетворительна наша земная жизнь! Мы стремимся к цели, которая оказывается недосягаема. Мы мечтаем о всем том, что хотели- бы исполнить, но когда беремся за дело, неумелые наши руки нередко опускаются в бессилии. Перед нами являются проблески той бесконечной любви, которая вполне забывает себя, не знает злобы, не помнит обид, - любви, которая «долготерпит, не ищет своего, не раздражается, - все переносит». Мы находим эту совершенную любовь в лице Христа Спасителя, и внутренний голос говорит нам: «я хочу научиться такой любви, - я хочу иметь ее в себе». Но старания наши тщетны, они рушатся при первом препятствии. Мы стараемся сохранить спокойствие духа, приобресть кроткий нрав, заботиться только о пользе ближнего, - но когда день приходит к концу, и мы перебираем в нашей памяти все наши действия, то приходится проливать слезы отчаяния, сознавая как мы еще далеки от намеченной цели. У нас бесконечная потребность мира, - мы жаждем этого мира, превосходящего разум, мы ищем его, но не находим нигде! И на земле все так; - всегда и всюду ищем мы необъятного, нас ничто не удовлетворяет, потому что все, что мы имеем, не совершенно и не полно. Но все эти отдельные части, эти проблески, которые привлекают, но не удовлетворяют нас, - все сливается в полную гармонию в лице воскресшего Спасителя: Он Сам есть источник совершенства, источник жизни вечной, и в Нем Одном мы обретаем всю ту полноту жизни, которой мы жаждем.
«Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». (Иоан. 4, 10).
«Если бы ты знала!» - Да, часто в жизни, когда мы находимся в тяжелых обстоятельствах, когда нам случается всеми силами противиться тому, что предстоит нам исполнить, - если бы мы знали, что в этом именно заключается для нас источник жизни, - мы бы, конечно, приняли все посланное нам с готовностью. Поэтому, не будем никогда пренебрегать никакою даже самою трудною обязанностью; если она встречается нам, значит Господь Сам нам ее посылает не без цели, и, может быть, мы никогда не получим то великое духовное сокровище, которое заключается именно в исполнении этой обязанности, если пропустим случай сделать то, что назначено нам Господом. Нередко случается нам терпеть обиды, несправедливости от наших ближних, - и, возмущаясь против такого обращения с нами, мы говорим, что легче покориться испытанию, посланному Господом, чем перенести столько горя от людей. Но не есть ли и это испытание от Бога? Если Он допускает, значит Он и посылает, и посылает для нашего же усовершенствования, - будем-же все принимать с любовью и покорностью, как бы прямо из рук Самого Спасителя, и нам будет легче; будем же просить Его дать нам «воду живую», даже, если она исходит для нас из горького источника.
Христос, моющий ноги ученикам..
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». (Гал. 6, 2).
Мы на земле не для того, чтобы жить для себя, и искать собственного счастья. Весь мир состоит из огромной семьи людей, которые все между собою братья, и которые все обязаны друг другу помогать, друг друга поощрять, друг другу облегчать все, что является тяжелого в жизни. Ничего нельзя себе представить безотраднее, как жизнь одинокую, в которой некого любить и некому помочь! Но такая жизнь для христианина невозможна; самые одинокие, не имеющие своей семьи, все же окружены людьми, которые все могут нуждаться в них, - и, стараясь отыскать эту нужду, - стараясь участием своим вызвать к нам доверие несчастных наших братьев, мы несомненно исполним «закон Христов». Закон этот весь дышет любовью, он весь заключается в ней одной, а любящий брата, конечно, будет всегда носить его бремя, и тем облегчить его тяжелый крест. Будем же помнит, что все, что мы имеем, не нам принадлежит, наши силы, наши способности, и все дары, полученные нами от Господа, должны быть отданы на служение ближним.
«Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Гал. 6, 9).
Не всегда удается нам довести до конца задуманное нами доброе дело: как часто являются препятствия, с которыми надо бороться, как часто и люди и обстоятельства - все противится нам! Тогда мы падаем духом, нам кажется, что сил не хватает продолжать борьбу, и мы готовы отказаться от начатого дела. Но истинный христианин не может унывать; он знает, что Господь благословит его намерение, если оно, действительно того достойно, и, передав все в Его руки, он твердо идет вперед, не щадя ни сил своих, ни стараний, забывая себя, безропотно перенося все затруднения. Имея в виду только конечную цель своего дела и прислушивается лишь к голосу Спасителя, повторяющему ему при всякой неудаче: «да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте» [Иоан. 14, 1], - и слова эти ведут его все далее вперед.
Проповедующий Иоанн Богослов.
«А мы - рабы ваши для Иисуса». (2 Кор. 4, 5).
Рассказывают про одного знаменитого художника, который расписывал потолок в Собор Св. Петра, - как он прикреплял маленькую лампочку к своей шапке, чтобы его тень не падала на живопись. И нам хорошо бы последовать этому примеру, и никогда не омрачать собою тот свет, при котором мы работаем; мы бы должны так постановить себя в отношении к своему делу, чтобы наше «я» не бросало бы тень на то, что мы делаем во Имя Христа. Не легко без сомненья прожить всю жизнь так, чтобы при исполнении нашей обязанности ничего личного не вмешивалось в наше расположение. Искушение подчас очень сильно. Обстоятельства складываются не по нашему; нам кажется, что нас не ценят и не оказывают нам должного уважения. Естественно, является в нас чувство оскорбленного самолюбия, и чувство это нередко охлаждает наше рвение и вселяет рознь в отношения наши к нашим сотрудникам. Но в таком действии нет христианского духа, и Сам Христос поступал иначе. Никакая обида, никакое пренебрежение, будь оно кажущееся или действительное, не должно уменьшать нашу ревность и постоянство в исполнении долга. Щепетильность не входит в число плодов Духа Святого.
«Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». (Матф. 5, 3).
Как различны понятия человеческие и евангельские изречения! То, что в свете принято презирать, то в глазах Божиих имеет цену. Эти «нищие духом», которым обещана такая великая награда, как часто находятся в унижении, и в презрении на земле! «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» [Иak. 4, 6], и как часто, в священном писании, мы встречаем похвалу смиренным, между тем как в жизни их редко ценят! Но блаженны смиренные, сознающие свою греховность, свое бессилие, понимающие все свое недостоинство, и считающие себя ниже всех!
Поэтому они за все благодарны, все готовы уступить другим. И им, ничего не ожидающим, полагающимся только на милосердие Божье, - Господь обещает все, т.е. Царство Небесное. Они, справедливо считая себя ничем, способнее принять ту силу благодати Божьей, которая обещана смиренному и сокрушенному сердцу [Пс. 50, 19]. Таким образом и на земле уже счастливее других, ибо Господь сказал: «Царствие Божье внутри вас есть» [Лук. 17, 21], и слова Апостола Павла напоминают нам также, что «Царствие Божье не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Св. Духе». [Римл. 14, 17].
«Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, слава!»
(Ефес. 3, 20).
Часто приходится слышать, что трудно бывает молиться и у всех нас, к несчастью, часто ослабевает вера, когда мы находимся в тяжелых обстоятельствах, или долго не получаем ответа на нашу молитву; мы падаем духом, и иногда даже перестаем вовсе молиться. Но если бы мы относились к Господу как к любящему Отцу, если бы мы твердо верили Его слову, мы бы никогда не оставляли молитвы. Господь часто медлит ответом по причинам, которые от нас скрыты, но это не значит, чтобы Он нас не слышал.
Когда Спасителя призывали к умирающему Лазарю, которого Он любил и называл Своим другом, - и тут Он медлил, прождав еще два дня, прежде чем идти в Вифанию. Такое отношение могло бы удивить нас, но теперь мы знаем, почему Он медлил. Он пришел уже после смерти Лазаря, когда его сестры и все близкие уже не могли более ничего ожидать от Иисуса, - и что же? Когда все казалось конченным, Господь вернул его к жизни, обратил плач их в радость, и показал всем славу и могущество Божье. И с нами Господь часто поступает также, мы молимся усердно, мы неоднократно, со слезами прибегаем к Нему, - а все то, что нас огорчает, остается по-прежнему. Но Господь знает, почему Он не сразу отвечает на нашу молитву, не будем же отчаиваться, будем верит, что Он нас слышит, и может быть, когда нам покажется, что все пропало, тут то явится и избавление! Будем помнить, что Он милосердый, всемогущий может сделать «несравненно больше того, о чем мы помышляем»; не станем же огорчать Его маловерием, а будем уповать, что искренняя молитва всегда будет услышана и исполнена во благо нам, хотя бы и не в том смысле, как мы ожидали.
«И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с с того больше взыщут». (Лук. 12, 48).
Хотелось бы глубоко проникнуться смыслом этих слов. Строгая ответственность лежит на каждом из нас за употребление таланта, вверенного ему Богом! Будь то земное, или духовное богатство, - будь то деньги или силы, здоровье или способности, - одному больше, другому меньше, - но все вверено человеку лишь на время и для того, чтобы он применил данное ему к делу, на пользу ближнего, и на славу Божью. От нас потребуется строгий отчет, и лишь в том случае услышим похвалу от Господа доброму рабу, если мы пустим в рост полученное нами, и из каждой частички извлечем пользу для других, не задерживая ничего чужого в недостойных руках наших.
ПОМНИТЕ!!!!! Господь Бог Христос всегда с нами..даже если мы этог не видим и не чувствуем!!!!
День за днем. Духовные размышления на каждый день года
Нормы и принципы православной этики. 18- 28 июля
Совершенство Твоё не имет границ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМЪ
Краткие духовные размышления на каждый день
Публикуется по изданию 1908 года
http://www.rus-sky.com/unseen/(Часть орфографии, для облегчения чтения изменил-Т.С.)