Лосев А. Диалектика творческого акта. Продолжение..
14. Заключение.
Только теперь мы можем убедиться, зачем нам нужно было касаться таких категорий, как становление, движение и изменение, или таких категорий, как развитие, действие и созидание. Эти категории были нам нужны как основа для анализа творческой деятельности. В этой творческой деятельности, как и в создаваемом ею продукте, обязательно наличны все эти категории. Но все эти категории преобразованы здесь в свете учения о творческом предмете, т. е. о том самодовлеющем предмете, который логически только и можно понять агенетически, но в то же самое время и процессуально. Творческая деятельность имеет дело всегда с предметами неповторимой индивидуальности, которые можно только понять как функцию действительности, но в то же самое время разлагаемую в бесконечный ряд
.
Таким образом, указанные у нас выше более общие категории мы сейчас можем использовать в подлинной их значимости для творческого процесса. Мы говорили, что не всякое становление есть творческий акт. Теперь, однако, мы должны сказать, что все эти процессы становления, изменения, развития и т. д. имеют самое ближайшее отношение к творческому акту, но только нужно говорить не о становлении вообще, но о творческом становлении, не об изменении, развитии или действии вообще, но о творческом изменении, о творческом развитии, о творческом действии. Раньше мы не знали, что такое творческий акт и определяли его только негативно. Сейчас же мы математически точно определили, что такое творческий акт. Поэтому все предыдущие и более общие процессы, которые сами по себе не определяли творческого акта, теперь оказались необходимыми для его реального функционирования. Без точного знания того, что такое творческий продукт, совершенно невозможно целесообразно использовать разного рода жизненные процессы, хотя в реальном смысле всякий творческий акт только на них базируется.
Говорят, например, об органическом развитии. Для диалектики творческого акта такая категория возможна только в том случае, если мы уже определили, что такое творческий акт. Действительно, творческий акт есть органическое развитие, но опять-таки не всякое органическое развитие есть обязательно творческий акт. Говорят о биологической жизнедеятельности. И это хорошо говорят, потому что творческий акт есть действительно биологическая жизнедеятельность. Но все горе в том, что отнюдь не всякая биологическая жизнедеятельность есть творческий акт. Например, кровообращение или пищеварение в живом организме есть биологическая жизнедеятельность, но говорить о творческом акте в этих процессах можно только в переносном смысле слова. Продуктивную деятельность очень хорошо отличать от репродуктивной деятельности, но опять-таки ни та ни другая пока еще не есть творческий акт. Я, например, очинил карандаш или надел пиджак. То и другое является, безусловно, продуктивной деятельностью. Но находить здесь что-либо творческое очень трудно.
Организация чего-нибудь неорганизованного близко подходит к творческому акту. Однако простая посадка семян или зерен растения для получения в дальнейшем этого растения тоже пока еще не творческий акт. Творческим это занятие может стать только в том случае, если имеется в виду получение самодовлеющего продукта, уже не зависящего ни от семени, ни от зерен, ни от их посадки. А самодовлеющим этот продукт может стать только в том случае, если он мыслится и пускается в оборот как таковой, агенетически. Например, если полученные после нашей посадки цветы или фрукты можно будет целесообразно пустить в ход для питания, для продажи или для художественно организованного сада, то, значит, продукт этот является для нас самодовлеющим продуктом, и посадка этих растений в виде семян, зерен или корней уже несет на себе отпечаток творческой деятельности.
Творческий акт является также и трудом, работой. Без них он даже немыслим. Тем не менее отнюдь не всякий труд есть творчество и не всякая работа дает творческий продукт. Когда уголовники обкрадывают квартиру, взламывают замки или поджигают жилища, они, несомненно, проделывают весьма искусную работу. Однако едва ли такой труд или такую работу можно считать творчеством. Никакая коммуникативная или «общительная» деятельность и никакая оценочная или оценивающая деятельность, взятая сама по себе, да и никакая человеческая деятельность вообще тоже еще не означает творческого акта. У меня был один приятель, грузчик, который относился к своей работе весьма честно и свой труд выполнял максимально ответственно, затрачивая на него даже гораздо больше времени, чем это полагалось. Но как бы я ни любил этого человека и как бы ни уважал его общественную порядочность и ответственность, я никак не могу считать труд грузчика творческим трудом, поскольку труд этот основан на повторении одних и тех же процессов и совершенно не преследует никаких новых и оригинальных результатов. С другой стороны, однако, механический труд грузчика может оказаться во многих отношениях трудом вполне творческим, если иметь в виду не простую механику переноса тяжестей. Так, например, грузчик может таскать кирпичи для тех рабочих, которые производят кладку здания, а из этого здания, допустим, должна получиться какая-нибудь стройка высокого назначения или просто красивый дом. В таком случае всякий механический труд, который затрачивается на сооружение этого дома, уже несет на себе отпечаток того творческого продукта, который преследуется строителями данного дома. Поэтому только механическое повторение одних и тех же действий нельзя считать творческим актом. Но поскольку оно может осмысливаться более или менее отдаленным творческим результатом, для которого необходим такого рода механический труд, то и этот механический труд, и его однотипное повторение в значительной степени тоже могут осмысливаться как нечто творческое. Лишь бы сам продукт, ближайший или отдаленный, был самодовлеющим предметом; и если такого рода самодовлеющий продукт имеется в виду, то творчески осмысливается самый механический, самый однообразный труд, для него необходимый. Поэтому если брать человеческую деятельность в ее чистом, изолированном виде, без того творческого продукта, который является целью этой деятельности, то можно совершенно уверенно сказать, что отнюдь не всякая человеческая деятельность есть обязательно творческая деятельность - это нам кажется настолько очевидным, что и всякие пояснения представляются нам совершенно излишними.
Итак, ни один из тех процессов, которые мы рассматривали выше, не безразличен для определения того, что такое творческий акт, который при помощи этих процессов только и может реально осуществиться. Тем не менее творческий акт имеет свою собственную специфику, не сводящуюся к этим процессам. Его диалектическую структуру мы и пытались определить в нашем предыдущем изложении. Не нужно забывать также и того, что всякий предмет логического и, следовательно, диалектического анализа в современной науке может быть только системным, а не описательно-глобальным, не оставляемым в его девственной нетронутости и в наивно-естественном протекании. Диалектика творческого акта, которая конструирует специфический творческий продукт творчества со всем его самодовлеющим характером, включая необходимо вытекающие отсюда логические выводы, является тоже попыткой системного подхода к одной из сложнейших проблем философии и жизни и в этом отношении тоже никак не может игнорироваться.
15. Иные точки зрения. Необходимо, наконец, заметить, что предлагаемый здесь у нас диалектический анализ творческой деятельности отнюдь не является единственным и уж, конечно, окончательным. История эстетики и философии полна разными другими методами анализа творческой деятельности. Но все такого рода исторические методы анализа требуют для себя особого рассмотрения. Хуже всего тот исследователь, который упрямо признает только свою теорию и с порога, т. е. без всякой критики, отвергает все прочие теории. Автор настоящей работы отнюдь не является таким исследователем. Но пестрота, разнообразие и, можно сказать, безбрежное море всяких воззрений на творческий акт таковы, что требуется огромный труд для их анализа и для определения того, что можно считать в них положительным и что отрицательным. Но уже и заранее можно сказать, что в них очень много и положительного и отрицательного. Это огромное исследование мы отнюдь не ставили своей целью.
[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-48.
[2] Там же, с. 45.