Originally posted by
mikle1 at
Что же такое русский интеллигентВ России принято спорить об интеллигенции. “Что это за небывалое, единственное в мире общество или сословие, или каста, или вера, или заговор… - вопрошал в начале ХХ столетия Дмитрий Мережковский. - Откуда она явилась? Кто ее создал?”
Прошло столетие - споры не утихают. Как относиться к интеллигенции? Нужна ли она России? И последний болезненный, тревожный вопрос: да существует ли она еще, эта самая русская интеллигенция? Сохранилась ли в бурных перипетиях последнего десятилетия?
Ничего удивительного. Проблема интеллигенции - одна из узловых в русской истории; она многолика, противоречива, запутана. Да и в самом понятии “интеллигенция” до сих пор нет ясности. Кого считать “настоящим” (напрашивается: “подлинно русским”) интеллигентом? Каковы родовые признаки интеллигенции? Впрочем, есть в этом трудноуловимом понятии и некое смысловое ядро - оно вполне ощущается людьми, выросшими и воспитанными в России.
Кто был первым русским интеллигентом? Мережковский называл Петра I, пытавшегося реформировать Россию на западный лад и создать в ней класс европейски образованных людей. “Единственные законные наследники, дети Петровы, - все мы, русские интеллигенты”. Перефразируя слова Герцена о том, что на реформы Петра Великого Россия ответила явлением Пушкина, можно сказать, что через те же сто с лишним лет она ответила и возникновением интеллигенции. Бердяев в книге “Истоки и смысл русского коммунизма” назвал первым русским интеллигентом автора книги “Путешествие из Петербурга в Москву”. Известные слова Радищева: “Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлйнна стала” - сконструировали, по мнению Бердяева, тип русской интеллигенции, главное свойство которой - чуткая совесть, невозможность мириться с ужасами окружающей действительности.
Зародившись в ХVIII столетии, русская интеллигенция вышла на свет в ХIХ-м, причем понятие возникло позднее, чем само явление/1/. Интеллигенция в России с самого начала оказалась сообществом критически мыслящих людей, не удовлетворенных существующим общественно-государственным устройством. Дворянские революционеры, которые вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, были по своей природе интеллигентами: они ненавидели крепостное право, унижение человека - явление, обыденное для России и нетерпимое для просвещенного европейского ума (Европе ближе было рабство-М1). Их увлекали идеи равенства и братства, идеалы Французской революции; многие из них принадлежали к масонам, да и вся питательная среда декабризма была пропитана масонским духом. (
Read more... )