Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси. Ч. 6

Jan 11, 2011 09:16


Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси. Ч. 6



ГЛАВА 2. СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА XI-XIII вв.

Особое положение в этой «лестнице идеалов» занимал трудовой народ.
Сельское население, городские ремесленники не входили в состав
феодальной иерархии. Они составляли только ту основу, над которой



высилась феодальная лестница. Трудовой народ находился вне этой
лестницы, а следовательно, и вне лестницы феодальных идеалов. Ф.
Энгельс указывал: «Всё, что не входит в феодальную иерархию, так
сказать, не существует; вся масса крестьян, народа, даже не
упоминается в феодальном праве»'. Не упоминаются в литературных
произведениях и отдельные представители крестьянства, трудового
народа.

Весь феодальный класс, несмотря на свою сложную многоступенчатую
структуру, составляющую основу его неоднородности, в отношении
трудового населения выступает как сплоченное единое целое. В первую
очередь это касается княжеского рода - особенно спаянной, несмотря на
все свои внутренние раздоры, части феодального класса. Постоянные
раздоры в среде князей не мешали их сплоченности по отношению ко всем
некнязьям, в том числе и к другим представителям класса феодалов.

Тесное соприкосновение феодальной литературы и действительности,
феодальной литературы и политики нашло свое отражение в строгом
подчинении изображения людей идеалам феодальной верхушки.

Литература феодального периода была теснейшим образом связана с жизнью
- с нуждами и требованиями феодального общества. Как мы увидим в
дальнейшем, именно жизнь, а не литература, не литературная традиция
выработала те идеалы, которые и в действительности,

' Архив Маркса и Энгельса. Т. X. (М.], 1948. С. 280. 31

и в литературе служили мерилами людей, В литературном изображении
реальные люди либо подтягивались к этим идеалам, признавались
соответствующими им, либо отвергались именно с точки зрения этих
идеалов. Литература в основном знала только две краски - черную и
белую;

определение же того, какой краской писать то или иное действующее
лицо, принадлежало реальной политической действительности и месту в
ней самого автора. Противников своего лагеря летописец или автор
исторической повести писал темной краской, сторонников - светлой.
Летописец, автор, и себя подчинял этикету феодального общества, вводил
себя в иерархию феодализма: свое служение феодалу он переносил в свою
писательскую деятельность. Летописец того или иного князя, того или
иного монастыря, епископа выражал в своих творениях верность сюзерену.
В большей мере, чем какой бы то ни было автор других веков, он
подчинял задачи своего труда задачам служения своему сюзерену,
оценивал события и людей так, как это ему подсказывали его обязанности
подданного - человека, стоящего на одной из низших ступеней феодальной
лестницы и связанного ее принципами. Отсюда уже отмеченная нами
официальность литературы.

Как в изображениях на мозаиках и фресках XIXIII вв., князь в летописи
всегда официален, всегда как бы обращен к зрителю, всегда представлен
только в своих наиболее значительных поступках. Его речи при
переговорах и на съездах князей, перед дружиной или на вече всегда
лаконичны, значительны и как бы геральдичны. Порой они звучат как
призывы, обращают на себя внимание своею образностью, удачно
найденными формулами, сжато отражающими всегда одну и всегда основную
мысль.

Геральдичность и церемониальность не требуют пространного выражения.
Они обращены во вне - к зрителю и читателю. Поступки, дела, действия,
слова и жесты - основное в характеристиках князей. В летописи
описываются эти действия и поступки, но не психологические причины, их
вызвавшие.

Князья в летописи не знают душевной борьбы, душевных переживаний,
того, что мы могли бы назвать «душевным развитием». Князья могут
испытывать телесные муки, но не душевные терзания. На всем протяжении
своей жизни, как она фиксируется в летописи, князь остается
неизменным. Даже в тех случаях, когда летописец и говорит

32

о душевных колебаниях князя, кажется, что он больше взвешивает все
«за» и «против», чем испытывает нерешительность. В таких случаях сама
несмелость предстает как черта политических убеждений, а не характера.
Старчески слабый князь Вячеслав Владимирович выглядит в изображении
летописца мудрым князем, отрешившимся от политики, хотя и продолжающим
находиться на княжеском столе. Для летописца не существует «психологии
возраста». Каждый князь увековечен в своем как бы идеальном,
вневременном состоянии. О возрасте князя мы узнаем только тогда, когда
возраст (как и болезнь) мешает его действиям. Если в летописи
говорится о детстве князя, то летописец стремится и здесь изобразить
его как бы в его сущности князя. Ребенок-князь начинает битву, бросая
копье (Игорь), или защищает мать с мечом в руках (Изяслав), или
совершает обряд посажения на коня. С момента «посага» (обычно в
восьмилетнем возрасте) летописец по большей части уже не упоминает о
возрасте князя, оценивая его поступки как поступки князя вообще. О
юности князя летописец вспоминает только тогда, когда юношакнязь
умирает и окружающие оплакивают его безвременную кончину'.

В характеристиках князей нет никаких оттенков и переходов, создающихся
противоречиями внутренней жизни. Все добродетели князя точно
определены, все пороки его исчислены, их может быть больше или меньше,
но качественно они все одни и те же. Характеристика князя в летописи,
если она дается отдельно, состоит обычно из перечисления его
достоинств, внешних примет и, реже, недостатков. Все свойства его
ясны, отчетливы, просты. Их скорее мало, чем много. Летописцы как бы
избегают всего расплывчатого, неясного, создают как бы эмблемы и
символы феодального порядка. Они пишут так же, как и иконописцы,-
изображения для поклонения или, напротив, для осуждения. Их главное
внимание уделено личностям феодалов, но самые эти личности служат как
бы только олицетворениями существующих порядков - сложной феодальной
лестницы и ее незыблемости.

Во второй половине XIII или в начале XIV в. неизвестный автор, рязанец
по происхождению, вспоминая рязан-

' Повесть временных лет. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 144: «Ростислава же
искавше обретоша в реце; и вземше принесоша и Киеву, и плакася по немь
мати его, и вси людье пожалиша си по немь повелику, уности его ради».
-здесь, очевидно, имеется в виду народный плач, следовательно, и
неофициальная летописная точка зрения.киевских князей минувших
времен могущества и независимости Руси, следующим
образом охарактеризовал этот уже уходивший к тому времени в прошлое
идеал князей: «Сии бо государи рода Владимера Святославича - сродника
Борису и Глебу, внучата великаго князя Святослава Олговича
Черниговьского. Бяше родом христолюбивый, благолюбивыи, лицем красны,
очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем легкы, к бояром
ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны, на пированье
тщывы, до осподарьских потех охочи, ратному делу велми искусны, к
братье своей и ко их посолником величавы. Мужествен ум имеяше, в
правде-истине пребываста, чистоту душевную и телесную без порока
соблюдаста. Святого корени отрасли, и богом насажденаго сада цветы
прекрасный. Воспитани быша в благочестии со всяцем наказании духовнем.
От самых пелен бога возлюбили. О церквах божиих велми печашеся,
пустошных бесед не творяще, срамных человек отвращашеся, а со благыми
всегда беседоваша, божественых писаниих всегода во умилении послушаше.
Ратным во бранех страшениа ивляшеся, многия враги, востающи на них,
побежаша, и во всех странах славна имя имяща. Ко греческим царем
велику любовь имуща, и дары у них многи взимаша. А по браце
целомудрено живяста, смотряющи своего спасения. В чистой совести, и
крепости, и разума предержа земное царство и к небесному приближаяся.
Плоти угодие не творяще, соблюдающи тело свое по браце греху
непричасна. Государьский сан держа, а посту и молитве прилежаста; и
кресты на раме своем носяща. И честь, и славу от всего мира приимаста,
а святыа дни святого поста честно храняста, а по вся святыа посты
причащастася святых пречистых бесмертных тайн. И многи труды и победы
по правой вере показаста. А с погаными половцы часто бьяшася за святыа
церкви и православную веру. А отчину свою от супостат велми без
лености храняща. А милостину неоскудно даяше, и ласкою своею многих от
неверных царей, детей их и братью к себе приимаста, и на веру истиную
обращаста» '. В этой «Похвале» роду рязанских князей все собрано, все
сосредоточено, до предела сжато и выпукло, как в каменной рези
владимиро-суздальских соборов. Каждая черта резко обобщена и
продумана, каждая деталь - следствие работы мысли многих поколений,
создавших свой идеал князя, его поведения, его внешнего облика. В этой
монументальной характеристике рязанские князья обрисованы такими, какими они
должны казаться людям: своей братье, их послам, дружине, боярам и
врагам. Куда ни обратится князь, всюду он лучший из лучших, для всех
он такой, каким он должен быть, с точки зрения древнерусского автора.
Для одних он грозен, для других ласков, к третьим щедр, для четвертых
боголюбив, к пятым приветлив. Он весь в деятельности, он представитель
своего положения, он как бы обращен во вне - к зрителю, к окружающим.
И замечательно, что в «Похвале» роду рязанских князей исчислены почти
все те зрители, к которым обращена эффектная внешность князя: это
бояре, приезжие, своя братья князья и греческие цари, «супостаты»-
враги, «неверные цари», послы, духовенство. Ко всем этим зрителям -
князь красен лицом, грозен и светел очами, всюду он первый в
выполнении своих обязанностей: на пиру и в церкви, в битве и при
приеме послов. Его облик легко обозрим, прост и значителен. В
многоликом идеале князя, то грозном, то приветливом и величавом,
находят себе место и церковные добродетели. Качества князя соединены в
его облике механически: рязанские князья и «на пировании тщивы», и в
посте прилежны, грозны и приветливы, до господарских потех «охочи» и
«срамных человек» отвращаются, «пустошных» бесед не творят. Качества
князей, их добродетели могут присоединяться к его характеристике
бесконечно. Это звенья в цепи. Иногда эти качества лишены настоящей
внутренней, психологической связи. Добродетелей в князе может быть
столько, сколько колец в его кольчуге. Каждая «добродетель» обращена к
зрителю, надета на нем, как доспех, механически соединена с соседней.
Он окружается ими, как броней. Они - как бы его парадная одежда. Это
хорошо подметил Даниил Заточник:

«Паволока бо испестрена многими шолки и красно лице являеть: тако и
ты, княже, многими людми честен и славен по всем странам» '.

история, история русской литературы, литература, Лихачев

Previous post Next post
Up