Урок менеджмента от режиссера

Jan 05, 2013 03:42


"Недавно на репетицию к нам привели мужчину. Я подумала: мало ли какое у него дело, может, он журналист или работник театра.
Мужчина сначала сидел кротко. Наблюдал. Объясняя актерам драматургию сцены, я вскочила и яростно заговорила. Возможно, даже взмахивала руками. Мужчина испуганно и пытливо всмотрелся в меня. Мой коллега режиссер К., с которым мы репетируем спектакль, был сдержаннее: как потом выяснилось, он что-то знал.
В перерыве неизвестный мужчина сказал нам:
- По моему скромному мнению, актерам нужно только объяснить, что это не какие-то там люди, а они сами. И пойдет дело.
Я хмыкнула. По дороге в репетиционный зал режиссер К. шепнул:
- Ты что, не знаешь? Это же Х.!
Х. был известный режиссер. Среди актеров за время перерыва это знание тоже, видимо, распространилось. Воцарилось нервное веселье. Сцену стали играть на особенном подъеме: будто происходил генеральный смотр всех их актерских качеств. Всю свою актерскую мощь они обрушили на мэтра режиссуры. Куда-то ушла вялость, включилось обаяние, кто-то вдруг от напряжения выругался: «Б…! Я же текст не помню!» - и немедленно за эту свою дерзость перед мэтром извинился. Актеры играли уже не для нас, а для известного режиссера Х.: дело в том, что он собирался ставить здесь спектакль. Мы, по сути, присутствовали не на собственной репетиции, а на кастинге.
Я поймала себя на том, что слежу за мимикой Х. Вот он улыбнулся, а вот тень сомнения пробежала по его опытному режиссерскому лицу. Верно ли то, что мы делаем? Туда идем иль не туда?
Сцена не очень получилась. Актеры, как это с ними обычно случается, немедленно обвинили во всем нас с режиссером К.
- Мне не хватает текста!
- Перед нами поставлена неверная задача!
- Мы в тупике! - схватившись за голову, вскричал актер Д.
В образовавшейся паузе слово взял режиссер Х.
- По моему скромному мнению, следует сделать так… - начал он.
Профессия режиссера накладывает отпечаток. Когда режиссер смотрит на актеров, он сразу представляет спектакль с этими актерами. Свой спектакль. К тому же его всегда слушают: в профессиональные свойства режиссера входит умение увлечь, зажечь, загипнотизировать. Мой любимый жанр фотографий в толстых театральных энциклопедиях - «актеры сгрудились вокруг режиссера А.». Или вокруг режиссера В. Или вокруг режиссера С. Это вопрос харизмы и репутации.
Мы с режиссером К. отдыхали: наши актеры уже готовы были сгрудиться, но не вокруг нас.
- Смотря чего вы хотите добиться… - приготовился продемонстрировать палитру своих возможностей режиссер Х.
Мы хотели, чтобы на сцене актер, играющий режиссера, давал актрисам задание показать водоем, и они доступными пластическими и речевыми средствами этот водоем показывали.
- Так… А что если это будет река, где живут раки? - задумчиво предположил режиссер Х. - А может, и не раки… У нас в Ленинграде студенты часто показывают упражнение «ручеек»… Покажите душ! - вдруг смело предложил он актрисе. - Да! Душ!
Актриса уже приготовилась показать своим телом душ.
- Ну хорошо, не душ, - передумал мэтр. - А зачем нам вообще река? Пусть покажут комбайн!
Тут вышел из ступора актер Д. и решительно взялся за показ комбайна, продемонстрировав многие свои таланты.
Мы с режиссером К. тоже вышли из ступора и сказали, что нам комбайн для этой сцены совершенно не нужен.
- Хорошо! - согласился мэтр. - Но нам же нужно, показывая реки и ручейки, показать их женское начало! Здесь не обойтись без раздевания. От мизинца и до полного раздевания!
Сцена на глазах теряла невинность. Актрисы задумались. Мы с режиссером К. переглянулись.
- Но нам, наверное, стоит обойтись без раздевания! - отменил собственное радикальное решение режиссер Х. - А сделать это театральными способами.
Все вздохнули с облегчением. Стали предлагать новые варианты, но тут мы с режиссером К., собрав в кулак харизму, волевым решением прекратили репетицию данной сцены. Режиссер Х. поблагодарил нас и покинул зал. Актеры уходили со словами: «Эх, не возьмет он нас в спектакль».
Мы же сделали вывод, известный последние сто лет, со времен возникновения режиссерской профессии: никогда не надо звать других режиссеров на репетиции. Тем более мэтров. В своем маленьком мире ты должен быть диктатором, пусть маленьким, пусть миролюбивым, пусть даже не диктатором, а сообщником. Но это у тебя должны быть свобода творчества и раки, комбайны и раздевания. И актеры должны сгрудиться вокруг тебя.
Говорят, режиссер Х. посетил не только нашу репетицию. В другом зале, у другого режиссера он осуществил подробный разбор сцены с артистами. А также, говорят, где-то успел спеть романс.
Но у нас ему понравилось больше всего. Говорят, он сказал: «Молодцы, стойкие»."

http://rusrep.ru/article/2012/10/15/raki/


Саша Денисова

перепост, саша денисова, театр

Previous post Next post
Up