Читая анонс фестиваля социального искусства Pozicione - "Реакция художников, иллюстраторов и дизайнеров на общественно-политические события, происходящие в нашей стране" - я готов был увидеть в выставочном зале художников в потёртых пиджаках и клетчатых рубашках. Таких настоящих философов, которые любят хорошо посидеть и ругают власть последние 30 лет.
Идя к дизайн-заводу Flacon (месту проведения фестиваля) от Савёловского вокзала я предвкушал встречу с реакционным искусством и слушал "Эхо Москвы" о том как на Красной площади сначала установили зелёную палатку, потом снесли и в конце концов забрали Евгению Чирикову в полицию. Слушал радио, но не забывал смотреть по сторонам. Удивительно, но в 10 минутах от центра Москвы располагается куча заводских цехов разной степени сохранности. Просто куча! И один троллейбусный завод! Местами заводские цеха по-настоящему живописны и напоминают средневековые замки. Стоят и создают атмосферу. Но при этом людей там почти не было. А те два человека, что шли мне на встречу знать не знали о существовании дизайн-завода Flacon. Человек - стадное животное, поэтому безлюдность - отталкивает. Начинаешь чувствовать себя немного неловко. Ведь ты идешь на выставку других посмотреть и себя показать. А тут получается не на кого смотреть и не кому показывать.
Всё наладилось, когда за углом я увидел много людей в разноцветной одежде. Они стояли, болтали и курили, обозначая собой вход. Я вошел. Действительно, выставка была именно здесь. А внутри! А внутри были красивые девушки и молодые парни. Никакого нафталина. И работы. Работы, наполненные смыслом! Адекватным, критическим, ясным и понятным смыслом.
То, что особенно зацепило:
Картины "Красное" и "Белое" от граффити художника, дизайнера иллюстратора и модельера
Ches
Картины "Ленин-экстремист" от
ZOA-Art group про бритоголового и молодого Вову
Срезу захотелось творить. А поскольку я всё-таки поэт, то и "Ленина экстремиста" я переосмыслил словами:
- Уберите с площади палатки,
говорят - "нет белой полосе!"
- Если есть какие-то порядки,
уберите ВСЕ!
Триптих "Путин" от художницы
Екатерины Юдаевой
Две инсталляции от
Дениса Корбала, обе сопровождались выдержками из СМИ, раскрывающими тему. "Министерство внутренних дел" - аксессуары из арсенала казанских полицейских
"Святой урок" - учебник русского языка, на каждой странице которого выжжен крест.
Так же у Дениса была картина "Для чего ты живешь?", которую я совершенно не понял, зато увидев её фотографию на следующий день всё стало ясно. Вопросы для того и нужны, что бы думать.
Инсталляция "Мест нет" неизвестного автора - 3 раскладных стула лежащие на полу боком, а на них одёжные вешалки. Вся соль обнаруживалась, когда все рядом стоящие стулья для сиденья были заняты. А стулья занимали, потому что в центре зала находился экран на который проецировали видеоряд от известного режиссера
Сергея Мачехо (на фото со спутницей)
Об этом нужно сказать отдельно. Видео на выставке - это в 10 случаев из 10 тягомотина, по накалу страстей сравнимая с любительским видео из туристических поездок видео. Именно поэтому, по статистике, из 100 посетителей музея видео просматривают 5 человек и я. А тут видео было таким каким нужно - отличный монтаж, высокая динамика и визуальная насыщенность. При этом музыка от диджея идеально ложилась на картинку. То есть совместилось несовместимое.
Интересен и источник видеоряда - это документальная трилогия
«Кацци». Один из фильмов
«Койяанискаци» полностью лишён дикторского текста и актёрской речи, однако его музыкальное оформление, на которое опирается сюжет, занимает в повествовании такое же значение, как и видеоряд, и, фактически, создает атмосферу фильма. Более десятилетия из-за лицензионных ограничений фильм «Койяанискаци» не издавался, так как Филип Гласс и его ансамбль гастролировали с ним, в живую исполняя музыку прямо перед киноэкраном во время показов.
Закрывало выставку патетичное полотно "На волоске" от арт-оркестра
Zukclub
Под конец вечера состоялся перформанс от Донатаса Грудовича и ещё четырёх безымянных героев арт-группы
"Точка совместного действия". Было действительно интересно. Особенно хорош он был тем, что входящего сразу предупреждали - "Мы играем в стиле тишина"
Поэтому все выходящие молчали о том, что с ними произошло внутри. Я до сих пор не могу ничего об этом сказать, кроме того, что перформанс проходил без света в туалете с четырьмя кабинками. Заходили в туалет по одному, поэтому у входа, как в антракте в женский, образовалась гигантская очередь.
Отдельно скажу о посетителях. У одной девушки было мега-крутое пальто, абсолютно всё покрытое рисунками. Оказалось, есть такая испанская марка -
Desigual, их главная фишка - яркие принты.
Все люди на выставке были яркие и красивые!
А ещё уже дома, я понял, что в зале были и сами художники. И это здорово!
Ну и о незаметном. Как определить, что организаторы добросовестно и с душой отнеслись к делу? По вторичным признакам, не имеющим никакого отношения к искусству. У любой хорошей выставки должны быть хорошее место, сувениры, буфет и партнеры. Flacon - классное место, там был большой и разнообразный чайный лоток, буфет, а девушка от Red Bull очень мило и настойчиво предложила мне зарядиться энергией. Всё это безлично организовали
New Art Hip и лично
Павел Чвилёв и
Катерина Бояринова (на фото со спутником)
Тимур PROSTO. 9 апреля 2012 года.