Что не так с новым Dream Theater?

Oct 14, 2021 22:18





Именуется новый альбом A View From The Top Of The World - это пятый альбом без Майка Портного и пятнадцатый по счёту во всей студийной дискографии Dream Theater.

Группа всегда любила делать «пасхалки» и всевозможные отсылки к собственным (и не только) текстам и музыкальным деталям из предыдущих композиций. Если вы помните, как выглядят обложки прошлых альбомов, то тут без труда заметите отсылку к Octavarium (летящая птица, 2005), к Black Clouds And Silver Linings (планета справа вверху, 2009) и к Falling Into Infinity (стационарный бинокль на камне, 1997). Ботинки слева могли бы принадлежать клоуну с обложки A Dramatic Turn of Events (2011), но они что-то не очень похожи на клоунские. Раз уж они так отчётливо отрисованы - значит, был какой-то замысел, наверное. Впрочем, не так уж это всё важно по сравнению с самим альбомом.



Альбом содержит 7 композиций, которые воспринимаются вполне целостно, поэтому всё, написанное далее, относится к каждой песне в отдельности и ко всем целиком. За 10 лет и 5 альбомов с новым барабанщиком Dream Theater, к сожалению, никуда так и не продвинулись, на мой взгляд. Более того, они сделали много шагов назад - и новый альбом тому яркое свидетельство. Звучит всё это, как некая очень похожая на Dream Theater группа с отличной техникой исполнения и полным композиторским вакуумом в плане мелодий. Есть, конечно, противники группы, которые говорят примерно то же самое по поводу всего их творчества, но это не мой случай. DT были и остаются одной из групп, которые я когда-то обожал безмерно, и которые сформировали в своё время у меня сильный интерес к прогрессивной музыке вообще.

Понятное дело, что муза - явление крайне непостоянное и капризное, - и она рано или поздно покидает почти всех гениальных композиторов. Мне кажется, что в случае DT причины идейного выцветания кроются не только в факторе времени, но и кое в чём другом.

Прежде всего, повлияла совершенно глупая и нелепая ситуация с уходом Портного в 2010 году. Сначала он просто предложил группе отпуск на несколько лет, ибо устал от плотного графика «альбом-раз-в-2-года» + «последующий длительный тур». Группа отказалась, Портной встал в позу, психанул и объявил об уходе. Потом вскоре передумал и предлагал вернуться, на что ему ответили «увы, мы уже ищем нового барабанщика».

Они тогда крепенько разругались с последующим (по классике) набрасыванием кое-чего друг на друга в своих соц.сетях. И только в прошлом году Портной и Петруччи сподобились снова музыкально посотрудничать, как в старые времена: сначала в рамках сольного альбома Петруччи, а в этом году в реанимированном аж из прошлого века проекте Liquid Tension Experiment с легендарным Тони Левином.

Кстати, как мы видим сейчас, после ухода Портного DT от своего рабочего графика действительно почти не отступили: после финального с Портным альбома в 2009 году следующий диск они (спешно) выпустили уже с новым барабанщиком в 2011. Потом перерыв всего 2 года - и снова альбом. Потом интервалы увеличились до трёх лет: 2016, 2019 и вот 2021, даже несмотря на пандемию.

Ни один из этих пяти альбомов с новым супер-пупер барабанером Майком Манджини мне не нравится и переслушивать их не тянет совершенно.

Почему?

Да очень просто: Портной в группе был не просто стучателем по барабанам, он был кем-то вроде менеджера и худрука в одном лице. И пусть его идеи далеко не всегда были удачны, но в общем и целом ему удавалось на каждом альбоме повлиять на финальное звучание и аранжировки так, чтобы материал получался интересным и выразительным.

Потом Портной исчез, на его место в группе пришёл быстрый, техничный и абсолютно бессмысленный Манджини, роль которого обозначилась сразу же: не отсвечивать и играть что скажут (по-дримтеатровски сложно), что он старательно и исполняет до сих пор. Стучатель пришёл, а худрука больше нет.

Когда в 2011 году скороспелый новый диск уже был по большей части готов, Манджини просто отстучал всё то, что ему сказали, потому что время уже поджимало. Гитарист Петруччи тогда об этом обмолвился между делом: дескать, уже всё было готово и Манджини особо участия в сочинении не принимал. За плоское, механистичное и какое-то «пластиковое» звучание нового барабанщика в фанатских кругах метко окрестили «Драммашини».

Видимо, Манджини принимал ровно такое же участие и в последующих альбомах, потому что играет он везде одинаково невзрачно. Из полноценного композитора и лица группы барабанщик DT был понижен в статусе до кого-то вроде наёмного сотрудника. Зато не бычит, как Портной в своё время.

Из всех пяти дисков DT, вышедших за последние 10 лет, можно произвольно надёргать песен в любом сочетании, и они будут похожи друг на друга, причём даже конкретный альбом угадать по звучанию тоже не получится, потому что они все одинаковые и скучные, только длительность отличается. Монументальный двухдисковый The Astonishing я еле дослушал, ибо вместо одного диска скукоты пришлось осиливать сразу два, причём не по одному разу. Группа ведь всё-таки любимая - а вдруг они так преисполнились и продвинулись в креативе, что я чего-то перестал понимать? Но увы.

Творчество группы с 2011 года стало непримечательным, у альбомов нет или почти нет запоминающихся идей и решений, нет настоящих и захватывающих хитов (в прогрессивном смысле, да и не в прогрессивном тоже), нет даже попыток превзойти себя или хотя бы что-то переосмыслить, взглянуть со стороны, двинуться в какую-нибудь новую сторону хотя бы. Да даже пресловутое «вернуться к корням» уж я не знаю пробовали они или нет. Либо не пробовали, либо я этого не заметил.

Музыкальный материал DT образца 2011-2021 состоит из механического повторения самих себя, причём в каком-то блеклом, безыдейном ключе. Петруччи просто накидывает риффов в кучу, Рудесс как по команде выдаёт нечто быстрое и клавишное ближе к концу песни, ЛаБри поёт невыразительный лейтмотив, который не цепляет и не запоминается, снова какие-то риффы под ломанные ритмы уплощённых барабанов Манджини - на этом всё, конец песни. Если песня длинная, эта же схема повторяется несколько раз.

Да, Маюнг где-то фоном дублирует на низких частотах всё то, что нагородил Петруччи. Пару раз за альбом Маюнгу разрешают сделать басовые выходы на несколько секунд. Они, как правило, интересные, но они быстро тонут под новым хаотичным набором риффов Петруччи, который хреначит их, будто генератор случайных чисел.

Это примерно так я бы описал все альбомы DT за 10 лет, и особенно это касается последней на данный момент работы. Помимо низведённого до простой функции барабанщика, почти спрятанного басиста, на новом альбоме я бы ещё отметил крайне примечательную деталь: Рудесс почти пропал. Нет, он по-прежнему там, где-то в составе группы, но он в основном вторит риффам Петруччи, а обязательные клавишные соло делает покороче, «на отвали», и будто каждый раз хочет поскорее это закончить. Рудессу то ли надоело, то ли не интересно уже, то ли у него тоже нет идей больше, но уменьшение его роли в творческом процессе группы, на мой взгляд, достаточно очевидно, чего невозможно было бы помыслить, слушая альбомы DT за 1999-2009 годы, в которых Рудесс в полный рост сиял и фонтанировал идеями, которые в своё время дали DT новую жизнь. Те же Six Degrees of Inner Turbulence (2002) или Octavarium (2005) состояли из его клавишных идей едва ли не на полноценную треть, что гармонично дополнялось гитарами, запоминающимися вокальными партиями и барабанами как полноценным инструментом, а не щёлкающей ритмической подложкой под музыку.

Кто теперь остался-то? Я так понимаю, что уже давно всё держится на Петруччи, звучанием которого субъективно наполнено до 90% объёма композиций. Да, ещё в группе вокалист есть, Джеймс ЛаБри, который поёт что-то во время песен. Поскольку мелодическая составляющая позднего DT сильно сдала, мелодии вокальных партий у ЛаБри оказались «привязаны» к тому, что придумывает Петруччи. А он, я бы сказал, не совсем придумывает, а больше генерирует риффы, этюды и нечто вроде сложных гитарных упражнений. Конечно, Петруччи всегда играл сложно (это ведь прогметал всё-таки), однако ранее у него получалось делать из этого настоящие яркие хиты, в которых сложность органично вплеталась в мелодию песни и развивала её. Каждому без исключения участнику группы было что сказать В КАЖДОЙ композиции, именно этим в своё время DT и прославились.

Теперь, то ли из-за изменившейся конфигурации группы после 2010 года, то ли по естественным причинам, у Петруччи мелодии перестали получаться, а вся группа, по сути, уже 10 лет выстраивает свои партии вокруг того, что придумал Петруччи. Новый альбом это окончательно подтвердил.

Помимо всего вышеизложенного, хотел бы отметить ещё такую деталь: то ли это фишка самого Манджини, то ли требования звукозаписывающих компаний, то ли модное веяние, но как бы прогметаллическая группа Dream Theater в плане звучания барабанов уже 10 лет записывается так, что барабаны звучат как-то неестественно: вся глубина и мощь живых барабанов почему-то урезана, низкие частоты убраны, каждый удар похож на щелчок, от этого звучание альбома не воспринимается как жанр «метал», а становится облегчённым, будто его планируют крутить в торговых центрах. Или чтобы не напугать зумеров тяжестью звука, не знаю. Просто сравните звук барабанов DT на студийных альбомах 2000-х и в 2021м.

К слову, подобная «кастрация» ударных за примерно аналогичный период произошла и с другими группами формально тяжёлых направлений - те же Mastodon тому яркий пример.

Резюме:

1. Портной был намного больше, чем просто барабанщик в группе. Неизвестно, куда именно бы направился DT в своих творческих исканиях, если бы барабанщик не менялся, однако рискну предположить, что это было бы всё-таки хоть немного интереснее, чем все пять дисков, которые вышли при участии Манджини. Потому что Портной, как стало ясно позже, был катализатором этих самых творческих поисков группы. Без него DT увяз в собственных клише и идейно деградировал.

2. Порой творческий коллектив - это больше, чем просто сумма его участников. DT с Портным и без него - это ярчайший тому пример, ибо по отдельности они за 10 лет не создали почти ничего интересного, несмотря на многочисленные проекты и релизы. И даже собравшись спустя 10 лет вновь вместе с Петруччи, у них не получилось войти в реку дважды: сольник Петруччи вышел скромным по своим музыкальным достоинствам. Но всё-таки получилось лучше, чем поздний DT.

3. Иногда лучше действительно сделать перерыв, ибо творческий процесс с трудом подчиняется стабильному графику, который DT поставили во главу угла, окончательно сделав ставку на количество, а не качество. Наверняка у группы были свои причины не соглашаться на отпуск, но так ли уж это было важно, чтобы позволить уйти со-основателю группы? Интересно, много ли раз Петруччи пожалел о смене барабанщика и осознаёт ли он, насколько группа стала уступать самой себе после этого...
Обидно, что из-за отсутствия несложного компромисса группа не смогла удержаться в самом успешном составе за свою историю.

4. Я очень рад, что в 2007 году мне посчастливилось видеть и слышать DT живьём в классическом составе. Больше это не повторится никогда.

5. Перспективы группы, как и всего направления progressive metal, довольно туманны. Жанр в целом давно не пополнялся новыми звёздами, а наиболее яркие последователи DT из девяностых и двухтысячных уже давно пошли в разные стороны в поисках новых идей и стилей.

Прогнозы:

Что до самих DT, то самих себя они уже не превзойдут, это очевидно.
Мои предположения таковы: в ближайшие пару лет, как только ситуация с ковидом начнёт выправляться, DT будут в продолжительном мировом туре, как и многие другие группы, лишённые возможности зарабатывать живыми выступлениями.

После этого, мне кажется, в DT возможны перемены: это будет либо более долгая пауза между альбомами, либо отпуск на неопределённое время и разбредание участников по сольным проектам, либо вообще распад группы, потому что за время вынужденного снижения активности многие назревшие вопросы переосмысливаются.

Новый альбом получился настолько пресным, что даже самые юные поклонники группы могут что-то заподозрить (я надеюсь). Да и сам Петруччи, мне кажется, не может не замечать этого, особенно если учесть, что за последние полтора года он успел дважды посотрудничать с Портным после аж 10-летнего перерыва. Это наверняка натолкнуло его на всякие мысли и воспоминания. Всё-таки они играли в одной группе с 1985 по 2010. И именно вместе они выросли от недоучек музыкального колледжа до всемирно известной группы.

По-настоящему сильным ходом было бы триумфальное возвращение Портного в состав Dream Theater - от Манджини всё равно толк сомнительный, и характер у него явно попроще, поэтому можно было бы полюбовно с ним разойтись, а пресные и скучные альбомы они всегда успеют записать и без него. Тем более, что Портной - один из основателей группы, именно его батя придумал название коллективу и, по-моему, даже логотип. Поэтому у Портного есть полное моральное право вернуться, и Манджини это наверняка прекрасно понимает.

Воссоединение группы со своим оригинальным барабанщиком может быть выгодно как в плане маркетинга (про DT вспомнят даже, те, кто их забыл ещё 10 лет назад), так и в плане творчества - а вдруг на волне энтузиазма удастся открыть новую главу в истории DT? Им в основном ещё нет 60-ти (по 54 и 58 лет, Рудессу 64), они по-прежнему на пике физической и творческой активности, почему бы и нет? Да, есть риск «не оправдать» каких-то там надежд, но я более чем уверен, что многие будут в экстазе просто от самого факта, что Портной вернулся, и будут благодарны за почти что угодно, сотворённое ими снова вместе. Я так точно буду.

По-моему, в их ситуации лучше рискнуть: им особо нечего терять, кроме перспективы записей всё более невнятных дисков. Надеюсь, Петруччи осознаёт и видит эту тенденцию: группе уже давно не интересно что-то творить, а альбомы DT неинтересно слушать. Явно надо что-то с этим делать.

Посмотрим, что решит группа в ближайшие пару лет, а я пойду переслушаю любимые альбомы Dream Theater золотого периода 1999-2005, чего и вам желаю.

john petrucci, jordan rudess, 2021 releases, 2021, music, prog, octavarium, релизы 2021, progressive metal, музыка, mike portnoy, a view from the top of the world, dream theater, mike mangini, progressive rock

Previous post Next post
Up