Московские пробки - научный приговор

Feb 03, 2008 18:17

Через "В фокусе" добрался вот до этого:

Лекция Михаила Блинкина "Этиология и патогенез московских пробок"

http://polit.ru/lectures/2008/01/24/probki.html

Читается похлеще детектива.

Избранное:
В Москве крайне низкая связность сети. Поскольку здесь наверняка не все математики - дам строгое определение: рангом связанности графа называется число рёбер, которое можно зачеркнуть, не разрывая граф на части. Хорошая транспортная сеть - граф с высоким уровнем связности. Ещё проще: из одной точки в другую можно проехать по множеству путей. В этом отношении московская транспортная сеть ужасна. Большинство локальных кусков имеет нулевой ранг связанности. Огромный жилой массив выходит на внешний мир одним единственным ребром (к примеру, Уральская улица на Щёлковское шоссе). Второго пути нет в природе.

В транспортной науке есть фундаментальный принцип Уордропа - привычные горожане распределяются по сети некоторым Парето-оптимальным образом с точки зрения обобщенных затрат на передвижение. Это замечательный факт, подтверждённый и как математическая теорема и посредством наблюдений в больших городах. Почему такое счастье бывает? Молекула транспортного потока, который есть вязкая сжимаемая жидкость, это автомобиль, в котором сидит водитель. Как правило - умный. Потому-то и достигается это хорошее распределение, доступное в одном-единственном случае: эти альтернативы должны на сети присутствовать. Если их нет - то теорема, конечно, верна, но счастья от неё никакого.

Сделаю небольшое отступление: недавно господин Кузьмин - главный архитектор Москвы - выступил с фундаментальной идеей: если бы 40 % жителей совмещали место работы с местом жительства, транспортная проблема была бы решена.
Отвечая на это в эфире одного из ТВ-каналов, я сказал, что я знаю градостроительный рецепт, при котором этот показатель равен не 40%, а даже 100 %. Мальчик-журналист очень удивился и спросил, как это называется. Концлагерем называется…

Московское начальство, московские архитекторы искренне считают, что искоренение светофоров - это добро. Самый лучший пример неадекватного лечения - проект большой Ленинградки, глобальная идея снятия светофоров на этой трассе. Большая Ленинградка - это дорога, которая одним концом упирается в Манежную площадь, другим - в город Химки. Когда один наш английский коллега спросил по приезде в Москву, знают ли московские специалисты задачи про бассейны и трубы, в аудитории раздался нервный смешок. Его последующие рассуждения были просты как пареная репа. Ребята, у вас есть два жутко мелководных бассейна в двух концах трубы. Зачем расширять трубу?
Это как у Станислава Ежи Леца: хорошо, вы пробьёте головой стену, а что вы будете делать в соседней камере? Это из той же области. Тем не менее - проект реализуется ударными темпами.

наука, пробки

Previous post Next post
Up