Однажды азербайджанский юноша полюбил грузинскую девушку... Этот роман, достойный пера Шекспира, описан в произведении Курбан Саида «Али и Нино». И этот же роман вдохновил
Тамару Квеситадзе, на скульптурный шедевр "
Любовь", который сегодня стоит при въезде в Батуми. Две огромные фигуры мужчины и женщины олицетворяют собой тех самых Али и Нино. Это и есть "Любовь". Али и Нино медленно двигаются навстречу друг другу, меняя положение каждые 10 минут, до тех пор, пока не встретятся и не сольются в одно целое. После этого начинается обратный процесс, а затем все по новой.
У каждой страны есть символ. Чаще архитектурный - Тадж-Махал, Биг-Бен или Эйфелева башня. Реже скульптура - статуя Свободы в Нью-Йорке или Христа в Рио-де-Жанейро. Подвижная скульптура Тамары Квеситадзе в Батуми имеет все шансы стать символом новой Грузии, так же, как исполинский император Петр работы другого грузинского мастера уже стал символом России. Хотя его никто об этом не просил…
Изваяние это появилось в Москве в 1997 году. Торчало оно как волосок на лысине - чужое, неуместное, нелепое. А вокруг кипела пестрая лохматая московская жизнь, в которой не было ничего вертикального, ничего питерского. Пример Дон Жуана нас ничему не научил. Дурными предчувствиями никто тогда не мучился. Но магия бронзы оказалась покруче каменной. Статуя командора погубила одного самоуверенного нахала. Переодетый в русского царя Христофор Колумб подмял под себя целую страну.
В Москве, как и предсказывал Церетели, у руля стал питерец в смешных панталонах. Страну обесцветили, причесали и нанизали на неумолимую "вертикаль власти". Исполнилось все: золотой свиток обернулся "планом Путина", на авантюры, вроде колумбовской, полетели бюджетные миллиарды, а потом на бушприт корабля присела маленькая бронзовая птичка и зачирикала: "Модернизация! Модернизация!"
Этой осенью, чтобы окончательно испортить настроение Юрию Лужкову, заговорили было о демонтаже или переносе зловещего изваяния. И выяснилось, что дешевле Москву перенести на другое место. Прирос. Не выкорчевать его теперь из страны, которую забронзовевший питерец сотворил по своему образу и подобию.
Скульптурная группа в Батуми тоже не так безобидна, какой кажется. Давайте взглянем на нее придирчиво, и прикинем - чего можно от нее ожидать. Первое, что бросается в глаза: она подвижная. Значит, застой Грузии не грозит. Она стальная. Металл деловой, конкретный, современный - не унылое "бронзы многопудье". Плюс зазоры между пластинами - значит наполовину она из воздуха. Пряного, йодистого, батумского.
Click to view
И еще: она чертовски хороша! Не знаю, в какое место Бог поцеловал автора, но у него получился подлинный шедевр. Большая редкость по нынешним временам. Причем шедевр этот обошелся батумской казне в сумму, которая способна вогнать в ступор нашего брата - россиянина. Пять, что ли, тысяч долларов. "Гайка от "Лексуса", - смеются над незадачливыми грузинами российские патриоты, выковыривая зубочисткой волокна мраморной говядины. Значит, не видать Грузии роскошной жизни. Ни тебе грамотно распиленных китайских трубопроводов, ни газпромовской иглы в одно место, ни зимней Олимпиады под пальмами. Разве что летняя. Так и будет Грузия на "медные деньги" горе мыкать: нетбуки первоклашкам раздавать, мостить дороги, ставить пешеходные мостики, разводить в аквариумах экзотических полицейских рыбок. И любить.
Она же "Любовь" называется. Мужчина и женщина тянутся друг к другу и становятся той самой "единой плотью", о которой писал апостол Павел. Велико искушение увидеть в этом намек на скорое решение "территориальной проблемы". Но лучше грузинам этого не делать. Просто любить. Той любовью, о которой писал апостол.
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает".
(Владимир Голышев "
Политическое искусствоведение")
P.S.
Отличная статья Голышева! Лучше не скажешь. А скульптура "Любовь" и правда гениальная. Может когда-нибудь нечто подобное установят и в России, но не в ближайшее время, точно. Пока есть нефть и деньги на бронзовые понты, такие простые вещи как "Любовь", в России не актуальны.