И так во всём.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Я считаю себя правозащитником, хотя им не являюсь. Правозащитник оказывает квалифицированную юридическую помощь на профессиональной, как правило, платной основе, под свою ответственность. Энтузиазм в этой работе необходим, но его недостаточно, поэтому правозащита должна оплачиваться. Правозащитник - это счастливчик, который занимается любимым делом и получает за это деньги. Речь конечно не о том, чтобы доить самих пострадавших, обратившихся за помощью. Большинство правозащитных организаций получают иностранные гранты, ибо внутри страны на эту деятельность, при нынешнем политическом режиме, средств не сыскать.
Исходя из этого, я - правозащитник-любитель, но не профессионал. И моя правозащитная деятельность сводится к периодическим публикациям на тему нарушений прав человека и сотрудничеству с правозащитными организациями. Реальной же работой в этом направлении в нашей Республике занимаются: Правозащитный центр КБР и представители "Мемориала". Так же существует институт Уполномоченного по правам человека, но не более. Можно ещё насчитать примерно дюжину адвокатов, которые регулярно занимаются уголовными делами по подбросам, пыткам, похищениям и бессудным казням. И замыкает этот список Общественная наблюдательная комиссия, но занимается она сугубо соблюдением прав в местах заключения, и осуществляется в качестве социальной нагрузки, т.е. не оплачивается.
Далее. Чтобы правозащитник начал помогать, клиент должен обратиться к нему с официальным письменным заявлением/обращением, от своего имени. Либо заключить договор с адвокатом. Добровольно, осознанно, целенаправленно. Никакой анонимности. За вас никто ничего делать не будет. Невозможно помочь человеку, если он сам боится за себя постоять. Помощь нельзя навязывать, нельзя объяснять человеку, что ему нужна помощь. Он сам должен это понимать и хотеть себе помочь. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучший джихад - это правдивое слово, сказанное в лицо несправедливому правителю».
Были ситуации, когда человек обращался к правозащитникам за помощью, ему начинали её оказывать. Но заявитель не шёл до конца по своей глупости или от страха. Выставляя, тем самым, крайними правозащитников, ставя их в положение того мальчика, который кричал: "волки-волки!". А иной раз, мало того, что у некоторых людей не хватает духа и ума отстаивать свои права и дойти до конца, они ещё умудряются сплетничать и распространять лживые слухи. Дабы оправдать свою трусость и глупость, рассказывают, что якобы правозащитники угрозами и шантажом заставляют писать заявления о пытках и похищениях. Абсурдная логика подобных обвинений не поддаётся пониманию. Это тот случай, когда жертва заслуживает своего палача.
Мог бы привести и конкретные ситуации, некоторые из них довольно резонансные. С подробностями и фамилиями. Но по этическим соображениям не буду делать это публично. Любой подобный слух готов рассматривать с аргументами, фактами и свидетелями, с участием всех сторон. В шариатском и любом третейском суде. Я и мои коллеги всегда в доступе, с нами легко связаться.
За республиканский правозащитный центр и представителей "Мемориала" в Нальчике ручаюсь лично. Это честные и порядочные профессионалы, энтузиасты своего дела. Что подтвердят множество людей, которым они реально помогли. И работы у них всегда хватает и без денег не останутся. Иногда приходится из-за загруженности даже отказывать кому-то в помощи. Тем у кого реальные проблемы, которые со слезами просят о помощи и рады её получить.
Так же некоторые потерпевшие своё нежелание обращаться в правозащитные организации объясняют надеждами решить свои проблемы через своих родственников и знакомых в правоохранительных органах. Объясняю популярно.
Полиция - это корпорация, у которой есть своя корпоративная этика и свой корпоративный интерес. И состояние этой структуры на сегодняшний день таково, что корпоративный интерес всегда будет в приоритете на любым личным интересом любого члена этой корпорации, какое бы он ни занимал положении в её иерархии. Более того, чем выше позиция члена корпорации, тем меньше вероятность, что его личный интерес войдёт в противоречие с интересом корпорации. Человек гармонично встраивается в систему. Симбиоз нерушимый оперов и следаков, прокуроров и судей.
Пищевая цепочка. Финансовая пирамида. Много фактов из жизни, когда потерпевшие просили своих родственников полицейских о помощи и защите от незаконного уголовного преследования. А те в свою очередь им настоятельно рекомендовали давать признательные показания и сотрудничать со следствием. "И ты условным сроком отделаешься, и оперу звёздочку с медалькой дадут" - вот такая бесхитростная психология волчьей стаи, этакая готтентотская мораль. Только не все соглашаются быть овцой на заклании.
Подытоживая. Призываю себя и так же вас очищать своё намерение и исправлять убеждения. Мысли должны быть кристально чистыми, цели ясными и чёткими, задачи понятными, средства и методы - законными и дозволенными, а действия - уверенными и решительными.
Click to view