Недавно мне довелось отвечать на вопрос: "Почему люди (мои сотрудники), которые зарабатывают себе на жизнь на рабочих местах, которые созданы мной и поддерживаются мной, не ценят этого и относятся ко мне неуважительно? И как это изменить?"
Ответ мой начался с печального: это не изменить. Просто потому, что это не какое-то искажение, а как раз нормальное (в том смысле что естественное) положение вещей. Дальше я отвечал примерно так:
Это будто кто-нибудь покупает хлеб. Им нужен "какой-нибудь" хлеб. Где-то получше, где-то похуже, но в целом все примерно одно и то же. И уж люди точно не "благодарны" конкретному пекарю, булочнику и продавцу, даже если и продолжают покупать. Наоборот через одного думают, что пекарь-продавец оборзел и берет дороговато. Как и все другие пекари вокруг :) Поэтому без крайней нужды другого пекаря (или другой магазин) не ищут, но и любви к этому конкретному уж точно не испытывают, как и какой-то там благодарности. Скорее наоборот, одни претензии, а в лучшем случае -- равнодушие.
(Разумеется, тут можно представить себе какого-то уникального пекаря, которые печет неимоверно расчудесный уникальный хлеб, но таких пекарей мало, редко и точно не для всех. Зато вот если пекарь один, а желающих пожевать хлебушек много, и на всех не хватает… в общем Вы поняли аналогию.)
Собеседник мой раздражался и настаивал: "Но я же имею право, чтобы они..." На что я отвечал в лучших традициях ветеринара-зоотехника Сидорина (которого в рязановском "Гараже" так здорово играл Валентин Гафт): "Милый мой, что-что, а право-то Вы имеете."
В том смысле, что "по справедливости" все мы норовим иметь какие-то "права." И покачать эти "права." И повозмущаться, что плохие "другие" эти наши святые права не соблюдают. Вот только настоящие права у нас - лишь те, к соблюдению которых мы можем принудить (тем или иным способом). А всякое там "по справедливости", "по-честному" и "взрослые люди, должны понимать" - это беспомощное нытье, и не более. Особенно когда речь идет о своих наемных сотрудниках. И если они "не ценят", а я ничего не могу с этим сделать, значит настоящее - реальное - право есть как раз у них, у сотрудников. И это право - не ценить. И плевать на мои "права."