Jun 11, 2011 03:02
Недавно снова услышал выражение: «Что сделано хорошо - то сделано во славу Божью». Ну или более простой вариант: «Что делаешь - делай хорошо».
Вспомнилось это сегодня по ходу страстной речи одного славного молодого человека. Он с горящими глазами говорил о том, что в нынешнем мире есть место только лучшим. Что надо стремиться стать лучшим, лучшим из лучших, остальное - «вызывает скуку» и «приносит бедность».
Любопытно, насколько часто эта мысль повторяется вокруг, несмотря на явное и очевидное противоречие с наблюдаемой реальностью :)
Еще раз заметим: даже «Слава Божья» упоминается в контексте «делай хорошо», а вовсе не «лучше всех». Оглянемся вокруг: мир держится на «сделано хорошо за среднюю цену». А вовсе не на «лучшем». Лучшее - тупо не окупается. Ни фирмам, ни людям.
С рынком вообще все легко отследить: эксклюзив вроде Бентли или Крайслера разоряется раз за разом, а «средне-хорошо, но не блеск» типа Рено или Фольксвагена (а нынче и вовсе разбушевавшиеся китайские автокомпании) скупают эту «блеск и нищету» супербрендов и спокойно расползаются по всему миру.
Мы, большинство, то есть основная масса денег на рынке, не едим лучшее, не живем в лучшем, не ездим на лучшем, не отдыхаем в лучшем, даже не женимся или не выходим замуж за «лучшее». Мы не нанимаем «лучших работников» и не работаем у «лучших начальников». Чего там, мы даже не лучшие книги читаем, не лучшее кино смотрим и не бессмертную музыку на века - слушаем. Мы берем «лучшее, что можем себе позволить», то есть - хорошее по средней цене. Мы, большинство, не «бедность и скука», мы «достаток и приятный досуг». Не «богатство» - достаток. Не «роскошь и блеск» - приятный досуг.
«Среднее за хорошую цену» это примерно как большой город в сравнении с окружающими отсталыми окраинами. Ведь и «худшее» и «лучшее» - это окраины. Там, как ни странно, шансов мало. А тут, в центральной области «хорошо» - основные деньги, основной успех за... приемлемую цену. И цена эта - не только в деньгах.
Рассмотрим. Для этого отвлечемся от рынка вообще и возьмем один товар в частности: нас с вами. Работников. «Профи». «Спецов». Здесь, как и в других областях, вполне себе действует принцип Парето (пусть не очень точный, но тенденцию схватывающий намертво). Помните его? Тот самый, про «80 процентов результата достигается 20-ю процентами усилий». Остальные 20 процентов результата требуют остальных 80% усилий). 80% - это «на четверку». Это - «хорошо». И это стоит пятую часть от «лучше всех».
Иначе говоря, «лучшие всех» в среднем убивают впятеро - ВПЯТЕРО - больше времени, сил, денег, бессонных ночей, разрушенной личной жизни, распадающегося здоровья - на результат, который лишь на 1/5 часть - лучше.
«Окей, - скажете Вы, - но они это результат продадут не в пять, а во много раз дороже...»
«Может быть, - отвечу я Вам :) - а может быть и нет».
Посмотрите, в поры «неограниченных возможностей» в России сколько людей рвануло к сияющим высям? А миллиардеров живых? Ну, 20. Не процентов. Штук. А умерших, потерявших здоровье да по тюрьмам? Пожалуй, что и сотни тысяч. А они, между прочим, эти сотни тысяч, тоже прикладывали титанические усилия (ну, кто что мог), не спали ночей, дрожа от нервного возбуждения или страха, сидели на таблетках и вертелись ужом.
Мало стать лучшим, нужно еще выиграть в лотерею «один из пятидесяти тысяч», то есть попасть в шанс 0,002%.
Вы хотите играть на такие шансы? Ок, даже если речь идет не о миллиардах, а о миллионах. 2%. Причем это не два процента за просто «купить лотерейный билетик». Это за «вгробить жизнь по полной». С вероятностью успеха в два процента. Риск, конечно, благородное дело, но... посчитать все же стоит :)
А теперь еще вспомним, что времена «неограниченных возможностей» в России уже прошли. И общество стабилизировалось хоть отчасти. Для нас это значит многократное уменьшение вероятности «статистического выброса» для «лучших». То есть уже и за миллионы меньше процента. А цена растеееет. В лучшем для «лучших» случае они пойдут по одной мерке с «хорошими». Только из-за существенно более высоких претензий этих «лучших» обычно «хорошие» оказываются более удачным выбором для покупателя... ну, работодателя, партнера, клиента. «Цена-качество», знаете ли. А лучшие - как и положено - с краю. Маргиналы-с.
Но есть нюанс... как всегда :)
Мы, большинство, которое «хорошо по средней цене» и которые берут «хорошее же по средней же цене» слегка тщеславны, хоть и не идиоты.
Не идиоты в том смысле, что реально «лучшее» мы брать не будем - овчинка выделки не стоит. Дорого и глупо. Но мы были бы не прочь, если бы наше «хорошее» было чуток... как бы это сказать... лучшим. То есть, еще раз, мы не идиоты и, конечно, не поверим всерьез, что этот лучший в мире Ссан-Йонг уж прям так и лучше Роллс-Ройса. Но что-то типа «в своем классе», «из других Ссан-Йонгов», «в лучшей комплектации» - это нам нравится. Если не особенно увеличивает цену. Чуть-чуть мы согласны доплатить за удовольствие пощекотать свое самолюбие. Но чуть-чуть. Платить всерьез за лучшее? Держите карман шире!
И опять-таки, потому как мы, большинство, не идиоты, мы понимаем разницу между теми, кто называет свое «хорошее» лучшим из уважения к нашей маленькой слабости - и не завышает цены всерьез - и теми, кто достаточно слабоумен, чтобы свое «лучшее» пропихивать нам по цене реально лучшего. Эти «лучшие» идут туда же, куда и просто лучшие и, кстати, худшие. В пеший эротический тур.
Каков вывод?
Не надо быть лучшим. Не окупается. В том самом «нынешнем мире» надо быть «хорошим», реально хорошим, по средней цене. И слегка казаться лучшим, уважая окружающих. А наглые претензии на «лучшесть» надо быстренько сбросить и вместо «гнаться за успехом» мудро выбрать «жить в достатке». Хорошо жить. Потому что это - во славу Божью :)