У кого толще и длиннее
Как-то старый друг Стас Уколов рассказывал, как наблюдал с приятелем двух сидящих за соседним столиком... монахов, которые яростно спорили на какие-то свои богословские темы: кто из них лучше понимает-разбирается в этом деле. Приятель Стаса тогда, дескать, высказал наблюдение: «О чем бы ни говорили мужики, разговор все равно о том, у кого толще и длиннее». Сходная мысль выражена и в древней притче о способе сделать линию на песке короче, не стирая ее: достаточно нарисовать рядом линию длинее.
В притчах это красиво. Но то притчи. А в жизни это любимый способ прятать свою никчемность из столетия в столетие и из поколения в поколение - находить тех, кто будет «хуже». Причем хуже - по определению. Не в силу личных качества или бесталанности. А просто. По национальности. По фамилии. По цене игрушек. По ориентации. По рождению в другом городе. В другой стране. По привычке болеть за другую команду или верить в другого бога. Я уж молчу про цвет кожи или отсутствие нужных лейблов на одежде или шильдиков на машине.
И опять, если это просто личный подростковый выпендреж, ничего страшного. Это все еще личное дело. Но вот никчемности собираются в группы и начинают преследовать «чужих». Из страха или стадности к ним примыкают третьи, которые «из большинства». И простая и очевидная вроде бы глупость становится - требованием. Требованием соответствовать никчемности и бездарности. Требованием не выделяться. Под страхом.
По роду деятельности (изучая методы массового воздействия) мне доводилось читать разные книги, которые в разных культурах почитаются как священные. В основном в них кипят вполне человеческие страсти, а богам приписываются весьма повседневные и низменные мотивы, что активно используется недобросовестными деятелями от той или иной церкви для преследований, вымогательства и угроз. Но одно предписание мне показалось и до сих пор кажется весьма отличным от других - именно потому, что оно не приносит выгоды и корысти оседлавшим религию дельцам-смертным: не судить и не осуждать. Из всего, что мне доводилось читать, это, как ни странно, больше всего похоже на божественное. Просто потому, что уж очень «не человеческое». (Священники, впрочем, вполне успешно это предписание игнорируют и - осуждают. Что лишний раз показывает их вполне человеческую природу, но это другая история.)
Плеваки и зеваки
Осуждают, впрочем, не только претендующие на особые отношения с богами местные «святые». Коллеги-психологи не отстают. Большая часть подходов к психологическому консультированию основывается на идее «проблемности» человека ничуть не меньше, чем у предшественников-священнослужителей на идее «греховности». Просто здесь наезд большинства на меньшинство часто прячется за требование «помочь несчастным». Дальше идут подробные описания проблемных состояних, под которые легко попадают все наши с вами друзья и соседи, не говоря уже о нас самих. Особенно в нашем психологическом мире любят чморить «не таких» в своих собственных рядах. (Впрочем, я несправедлив, это отличительная черта далеко не только психологического «сообщества». Скорее, любого гуманитарного, научного или творческого - вспомните хотя бы последнюю возню в Союзе кинематографистов). В этом смысле я, с одной стороны высоко ценю инициативу профессора Н.И. Козлова по созданию «не такого» Университета Психологии. А с другой смотрю на нее с грустью. Уж очень велика вероятность того, что заклюют. Или, что вероятнее, заплюют. По описанным выше причинам.
Но не будем только о грустном. Написать все это меня среди прочих причин побудил и такой веселый факт: недавно моя супруга была на гей-параде. В Монреале. На мой удивленный вопрос: «Чего это тебя туда понесло?» она жизнерадостно ответила: «Так интересно же!» А потом подробно рассказала про шествие, про транспаранты и сбор пожертвований, про видео- и фото-камеры и про флаги спонсоров. Среди которых один из самых больших (и консервативных) банков Канады. Судя по описанию и фотографиям гей-парад в Монреале это респектабельное мероприятие, смешение советских демонстраций и карнавального шествия. Глядя на картинки так и представлялось: «Вот идет колонна транссексуалов! Выше груди и самооценку, товарищи! Урраааа!»
По сторонам улицы - горожане и туристы того же вида и с тем же чувством, что и любые другие зеваки вдоль лыжных трасс или модных подиумов. Они пришли - поглазеть на шоу. Им - интересно.
И я думаю, именно это - нормально.