Aug 26, 2007 11:24
По поводу рассуждений о совести я получил любопытное письмо:
«Приветствую, Тимур! Я синтоновец со стажем, но вопрос самообвинения иногда все равно всплывает...а главное - окружающие (подавляющее большинство) далеко не всегда понимают отсутствие виноватой мины на моем лице...в частности директор на работе или родители, начинаются психические атаки, на отражение которых не всегда хватает адекватности. Выход какой - играть виноватого не включая внутреннюю обвинялку? Но почему то такая игра не приносит радости, хотя, да - иногда смягчает "наказание"...»
Пожалуй, ответ может быть таким:
Желающих увидеть чувство вины на Вашем лице можно условно поделить натрое:
- Во-первых, те, кому достаточно самого виноватого признания и соответствующего выражения лица. (На удивление много тех, кому главное получить подтверждение своей правоты, а вовсе не чего-то конкретное). Думаю, банальный здравый смысл подсказывает, что здесь такое выражение лица надо без проблем делать - хотя бы и как просто вежливость и маленькую заботу об этих людях. Так мы киваем на вопрос отправляющегося на свидание соседа «Ведь все будет хорошо?». Нам не жаль поддержать человека, совершенно не вдаваясь в его подробности. Он хочет от нас слов и выражения лица. Это не сложно, а ему приятно. И если кому-то просто приятно от того, что мы бегло покаемся «был не прав, вспылил», то почему нет?
- Во-вторых, те, кто ваше признание неправоты будет использовать против вас. Кто потянет вас в нудные споры и противостояния на тему «а раз виноват, то должен, и поэтому сделай мне вот то, то и то». В этих случаях признание вины обычно не слишком помогает. Равно как не помогают и споры с отстаиванием своей правоты. Эй, они ХОТЯТ, чтобы вы были виноваты - потому что им надо за это что-то выжучить. Их не интересует, где «правда», они хотят запрячь. И мораль в их устах будет «что дышло». Так что спорить тут - время терять. Такие разговоры нужно просто пропускать мимо, игнорировать. А если это уж очень обременяет, то резко сокращать время общения. (Не всегда возможно полностью вывести человека из жизни: вдруг это кто-то из давних друзей или родственников. Но можно сделать контакты настолько редкими, и так явно уходить сразу, когда человек принимается за обвинения, что он будет просто обрывать себя сам).
- Наконец, в-третьих, (как ни грустно ☺) есть люди, которым мы действительно должны. Потому что договаривались, потому что обещали без принуждения, потому что нанимались и так далее. Разумеется, чтобы этот третий случай не смешался со вторым, нужно очень четко договариваться. Мы сами себя подставляем частенько тем, что ввязываемся в такие отношения, не прояснив детали: кто, кому, когда, что конкретно. Мы надеемся, что отбазаримся, они надеются, что дожмут. Мы часто соглашаемся на работу, которую не знаем, как делать, на сроки, которые не можем выдержать, на дополнительную нагрузку, которая не ограничена четкими рамками и так далее. И вот если мы ввязались в такую ситуацию, то и спасибо надо говорить себе в первую очередь. Нечеткие договоренности - прямое свидетельство того, что ОБЕ стороны надеялись где-то передернуть (хотя бы и под «дружбу», «хорошие отношения», «порядочность» и прочие подобные материи, а то и просто под «забыл», «ну не шмогла я», «а куда ты теперь денешься» и так далее).
Так что (вывод):
Виновато улыбайтесь тем безобидным романтикам, которым больше ничего не надо.
Не спорьте с теми, кто хочет сделать Вас виноватым, чтобы отжать то, о чем не было договоренности.
ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ четко и, желательно, письменно (или хотя бы при свидетелях). Тогда в спорных случаях у вас на руках будет «правильный ответ». Не обязательно, впрочем, в вашу пользу :). Значит, в другой раз будете договариваться умнее.
Ответы на вопросы,
Психология