парочка рефлексий по "пугачевской" истории

Jul 14, 2013 20:37

По "пугачевской" истории показались интересными несколько рефлексий от моих товарищей.

1. От Василия Беды:

Ежегодно в России происходит 20 тыс. убийств лицами, которые не имеют постоянного дохода и зачастую находятся за чертой бедности. При этом нужно отметить, что в большинстве случаях убийства происходят в состоянии алкогольного опьянения.

Произошедшее в Пугачеве - это страшная трагедия для близких погибшего парня.

Это трагедия одна из 20 тыс. трагедий в ряду ежегодно совершаемых убийств на бытовой почве.

Трагедия, которой не должно было быть, не должно было быть, ровно так же, как и других 20 тыс. совершенных убийств.

Но странная вещь, бытовое убийство с участием граждан проживающих на юге России, каким-то неописуемым образом становиться мотивом для пробуждения национального русского самосознания.

Когда русский убивает русского после четвертой бутылки водки, самосознание не просыпается, и никто не говорит, что пора что-то с этим делать, так как это видимо в порядке вещей.

Когда подросток (16 лет) поругавшись с семьёй, убивает своего отца, мать и 25-летнюю сестру, а их трупы закапывает во дворе дома, за то что ему не давали играть в компьютер, то это тоже не вызывает никакого самосознания.

Когда наши федеральные чиновники и олигархи покупают футбольные клубы, яхты, дворцы, а в это время ежегодно полторы тысячи детей умирают из-за того что нет денег на лечение, это тоже не вызывает никакого национального самосознания.

Когда российская госсобственность передается в руки иностранных компаний, а мы и наши дети превращаемся в рабов, которые нужны лишь для того чтобы обслуживать интересы этих компаний, это почему то тоже не пробуждает ни малейшего национального самосознания.

Когда умирают от голода пенсионеры, когда инвалиды кончают жизнь самоубийством, когда любой, кто живет в этой стране ходит под статьей, и знает, что от тюрьмы нельзя зарекаться, то это тоже нисколько не пробуждает национального самосознания русских.


2. От Сергея Маркедонова

Между тем подобные оценки и выводы базируются на опасных и контрпродуктивных мифах. Главный из них - это взгляд на Кавказ не как на часть общероссийского политического процесса, а рассмотрение его в виде этнографического заповедника, зоны отсталости и архаики. Непраздный вопрос: а по каким европейским рецептам было организовано передовое аграрное хозяйство в казачьей станице Кущевской? И с каких это пор московскую или питерскую "системы" можно считать образцами транспарентности, свободными от борьбы неформальных кланов? У них нет опоры на этничность? Так поищите другие опоры и матрицы, их не так уж трудно найти, было бы желание. Российские федеральные чиновники любят противопоставлять хаосу 90-х годов порядок путинской "вертикали". И в самом деле, в руках центра армия, МВД, ФСБ, суды, многочисленный аппарат полпреда в Северо-Кавказском округе. Почему же они не рассматриваются как ответственные за имеющуюся "клановость" и непотизм в отдельно взятом регионе.

Если же говорить о внутренней миграции, то она началась отнюдь не сегодня. Переезд чеченских и дагестанских чабанов в восточные районы моей родной Ростовской области имел место еще в 1960-х годах. И таких примеров не так уж мало. Достаточно вспомнить т.н. отхожие промыслы или пресловутые шабашки, в которые в условиях советской "скрытой безработицы" были активно вовлечены жители Северного Кавказа. Сегодня этот процесс подстегивается благодаря социально-экономическим проблемам внутри северокавказских республик и, прежде всего, трудоизбыточности. В любом случае он диктуется логикой современных процессов, а не "законами гор". Понятное дело, любые переселения сопровождаются не просто контактами с местным населением, но и конфликтами. И задача власти (особенно в многосоставном обществе) держать эту ситуацию под жестким контролем и способствовать гармонизации "цветущей сложности".

Но "развод" с Северным Кавказом или введение апартеида не решат ни одной из проблем, существующих сегодня. Во-первых, не надо иллюзий. Ампутация одной национальной окраины создаст прецеденты для других. Это уже не Косово и не Абхазия, речь-то идет о сегодняшних российских границах! Никто еще не доказал, что проект "Россия для русских!" с радостью подхватят татары, башкиры, тувинцы. Частичное укрепление "русского ядра" лишь актуализирует с новой силой те проблемы, которые сегодня кажутся несущественными. Но самое главное - это то, что отделение не спасет Россию от этнической миграции с Кавказа. У региона нет достаточных ресурсов для объединительной кавказской государственности, а имеющихся противоречий внутри и без федерального центра хватает с лихвой. Все это умножает риски конфликтов и более высокого, чем сейчас, политического насилия. Куда, спрашивается, в таком случае податься жителям региона? Ведь США и Европа намного дальше, чем Россия, в которой уже имеются многочисленные этнические сообщества народов Кавказа. Кстати сказать, рассуждая про возможные "разводы" и отделения, не стоит забывать и про русские общины, остающиеся еще в западной части российского Кавказа.

Если же говорить о закреплении апартеида, то есть фактически раздельного сосуществования "русской" и "нерусской" этнических территорий, то такие практики могли работать в условиях XIX столетия. Век спустя они оказались практически всюду битыми, в первую очередь вследствие роста национальной интеллигенции, которая, к слову сказать, на Северном Кавказе уже имеется. Поэтому попытки жесткого закрепления "своих" и "чужих" территорий ни к чему, кроме новой серии конфликтов и окончательной дезинтеграции, не приведут. Чем чревата эта дезинтеграция, наверное, не надо объяснять тем, кто уже пережил распад единой страны. Впрочем, "история Пугачева", похоже, заставляет активизировать такую объяснительную работу.

общество, межнациональные отношения, национализм, гражданское общество, ссылки, Северный Кавказ, межнациональный конфликт

Previous post Next post
Up