http://regions.ru/news/2448992/ Тимур Алиев: «История территорий» равно «история федерации»
07.03.2013 14:41
Обсуждение моей статьи
«История территорий» с сайта интернет-газеты «Взгляд» в ряде публикаций (
«История Руси или история территорий? - Мнения священнослужителей» и
"Парламентарии о "москвоцентричности" учебников истории") на сайте Regions.Ru вызвало необходимость еще одного моего комментария по данной теме.
Судя по отзывам некоторых уважаемых парламентариев и священнослужителей, складывается ощущение, что они прочитали «Историю территорий» не целиком и потому превратно истолковали часть положений моей статьи.
Хотелось бы вкратце пояснить.
Во-первых, вопрос необходимости разработки нового учебного пособия по истории для российских школ поднял глава государства Владимир Владимирович Путин, и он же совершенно однозначно заявил о едином учебнике для всех россиян, что подразумевает унификацию всей истории Российской Федерации, в том числе и ее регионального компонента.
Во-вторых, предложенная мной концепция «история территорий» - это рецепт по борьбе с сепаратизмом, а не наоборот. Пока региональная история (или краеведение как школьный предмет) остается в ведении региональных властей, в регионах сохраняется и питательная среда для сепаратизма. Каждый регион может писать собственную историю по своему усмотрению и сам же ее изучать. Если кому-то на местах захочется лелеять собственные исторические мифы, то никто им и не помешает. А вот отказ от региональной истории в пользу истории федеральной - как раз таки один из способов сплочения общества, формирования общего гражданского самосознания. И прошу не путать историю территорий, которую иначе можно называть историей федерации, и региональную историю.
Между тем, правильного понимания федерального, многонационального устройства нашей страны можно добиться только через изучение истории всех территорий, входящих в состав Российской Федерации, а также культуры проживающих на них этносов. Потому-то и нужен не набор учебников истории (для каждого региона свой), а общий, единый учебник истории для всех школьников России. Крайне важно, чтобы школьник с юга знал, к примеру, историю северных территорий, а жители средней полосы России разбирались в истории Кавказа. И наоборот. Иначе говоря, нужно, чтобы историю региона изучали не только сами жители этого региона, но и жители всей Российской Федерации. Это позволит избежать появления или развития многих межнациональных конфликтов.
В-третьих, никто не спорит: прошлое это потенциально опасная штука и по отношению к настоящему, и по отношению к будущему. И, конечно же, писать учебник истории должны не политики или общественные деятели, а профессиональные историки. Но только замалчиванием каких-то исторических фактов, настроений или конфликтов мы от прошлого не избавимся. И особенно чревато для будущего, если подобное замалчивание происходит в школьном курсе. Таким образом мы закладываем потенциальный взрыв в будущем, когда вчерашние школьники вырастут и узнают, что история на самом деле выглядела несколько иначе. В подобной ситуации и будет таиться самая большая угроза государственности, а вовсе не тогда, когда ребенок со школьной скамьи будет знать правду. Школьный курс истории должен быть максимально открытым и честным. Честность и правдивость - главные враги, а не союзники сепаратизма. Президент России не случайно говорил, что учебники должны быть «построены в рамках уважения ко всем страницам нашего прошлого».
Более того, я не понимаю опасений по поводу возможной конфликтогенности истории. Дескать, были конфликты и сражения, если о них писать, то всплывут старые обиды и возникнет боязнь реваншизма. На самом деле ничего страшного в этом нет. Да, в общей истории территории и конфликтовали и воевали, а в итоге построили одно государство.
Кстати, опасений, что изучать такую историю придется годами, а выглядеть она будет как многотомная эпопея, также легко можно избежать. В современном мире, а тем более в цифровом мире будущего, учебник истории будет выглядеть, скорее всего, не как потертый на сгибах бумажный фолиант, а как тоненький цифровой планшет, куда может поместиться история не только Российской Федерации, но и всего мира. Организовать же такой учебник можно по принципу гипертекста - с гиперссылками и уровнями вложенности. Нажав всего лишь пару кнопок, заинтересовавшийся школьник легко сможет перейти от упрощенного изложения исторических событий или процессов до развернутого описания тех же самых событий и процессов со всеми подробностями и деталями.
Тимур Алиев
http://regions.ru/news/2448992/