"маленький человек" и мой рассказ на конкурсе памяти Б.Н.Стругацкого

Feb 01, 2013 16:42

Была у меня мечта. Кто читает мой ЖЖ, знает. Моя мечта - написать продолжение ко «Второму нашествию марсиан» Стругацких. Давно ее лелеял, все жалел, что меня никогда не пригласят во «Время учеников» (это такие сборники по мотивам Стругацких были) - талантом не вышел.

И вот представилась возможность, к сожалению, печальная - после смерти Б.Н.Стругацкого на Самиздате организовали конкурс памяти БНС.

Принял участие и я, написав, как и хотел, коротенькое продолжение ко «Второму нашествию марсиан», и в упорной борьбе взял второе место.

Увы, в сборник по итогам конкурса мой рассказ не попадает - видение продолжения оригинала от Стругацких составителя сборника с моим не совпадает :(( И это крайне досадно. Писатель, конечно, пишет, поскольку не может не писать, но в то же время, как существо социальное, и без читателей долго не живет.

А для меня, как я уже упоминал, это было не просто участие в конкурсе фанфиков, не упражнение на знание книг Стругацких, и не очередная конкурсная туса, а вопрос почти мировоззренческий. Причем, очень тесно завязанный на жизнь.

Обыватель, 'маленький человек' не пытается изменить жизнь под себя, не стремится сделать что-то, чтобы она стала уютной и безопасной. Нет, он просто принимает ее как есть (иногда безропотно, иногда ворча - как у Стругацких), а потом подстраивается под нее. И тут же оправдывает и жизнь, и себя - 'а зато спокойно', 'а зато безопасно', или 'а зато выгодно', 'а зато наши'. Но он ни в коем случае не совершает поступков. Иначе это уже не обыватель. Потому, если продолжать оригинальную линию Стругацких, персонажи должны оставаться типичными обывателями. Они не идут на какое-то действие, не проявляют инициативу. Думать так - большая ошибка. Люди с "пятачка" на это неспособны, их максимум - болтовня о намерениях.

Я не могу сказать, что "обыватель" для меня что-то запредельное, что-то вроде ругательства. Мы все в той или иной степени, в той или иной ситуации обыватели. Выступать против "маленьких людей" значит выступать против всего человечества. Их хочется жалеть, а не ненавидеть. Хотя иногда бывает одновременно и то, и другое. Но с возрастом больше жалеешь, конечно. Особенно когда в тебе самом накапливается энное количество компромиссов.

Персонаж из моего продолжения перешел на "темную" сторону. Перешел, ничего не делая, просто промолчав и мысленно согласившись с происходящим - то есть, оставшись всем тем же обывателем.

В то же время он, как я уже писал, заступил за границу "темной" стороны. А в жизни так и случается. Накапливается что-то в голове, и человек начинает спокойно относиться к тому, к чему спокойно относиться нельзя.

В силу возрастной разочарованности я хорошо понимаю таких людей. Но все равно мне не хочется вызывать сочувствие к ним. Пускай я сам не тот, что прежде, но другим я не хочу такого понимания жизни. Они рано или поздно придут к такого итогу, но лучше поздно, чем рано. Потому я продолжаю выступать (и в этом рассказе тоже) за активную позицию и за настоящее гражданское общество. Не за креаклов, нет. За то самое «низовое» гражданское общество, которое формируется в борьбе за свои пенсии, за вывоз мусора, за стабильную горячую воду. За нормальную жизнь.

Короче, мне жаль, что мой рассказ так и останется всего лишь серебряным призером конкурса памяти Б.Н.Стругацкого.

литература, гражданское общество, ссылки, фантастика

Previous post Next post
Up