Не прошло и сорока лет, как я посмотрел этот фильм! Фильм Славы Цукермана "
Жидкое небо / Liquid Sky" вышел в 1982 году, но в советском прокате появился году в 1988, в перестройку. Тогда я его не посмотрел, так что восполнил сейчас, благо что во ВК он есть в хорошем качестве (
здесь с синхронным переводом, я смотрел с субтитрами). Любопытное зрелище.
Артхаусная фантастика про панк-культуру. Не путать с киберпанком! Сюжет крайне незамысловат: на Землю прилетает летающая тарелка, обитатели которой питаются даже не героином, а тем похожим на него веществом, которое выделяется в мозгу наркомана в момент оргазма (трэш как он есть). А где на Земле самое фильдеперсовое место в этом смысле? - разумеется, Нью-Йорк, Манхэттен, тусня панков. Пентхаус одного из небоскребов - вернее, не самая крутая квартира, а скорее мансарда с выходом на крышу, где живет главная героиня - панк-модель Маргарет (Энн Карлайл), всегда с бешеным макияжем и в невообразимых нарядах.
Она живет в квартире со своей любовницей Адриан (Пола Э. Шеппард), панк-поэтом и по совместительству драгдилером.
Как и положено в андеграунде, у всех героев гендерфлюидность, тут очень хорошо играет андрогинность внешности Энн Карлайл:
И да, она играет в фильме две роли - Маргарет и ее мужское (хоть и гомосексуальное) альтер-эго Джимми - тоже панк-модель, их снимают вместе для модных журналов.
Маргарет настолько отморожена, что даже для клубной панк-тусовки она вылетает за рамки. Она даже тут ощущает себя иной. И она (это важно!) при сексе не достигает оргазма - и вот тут-то у нее с этой летающей тарелкой складывается своеобразный симбиоз: теперь она "убивает своей пиздой" (это ее слова) и так может отомстить своим обидчикам.
. . . . . . . . . . . . . . .
Пожалуй, в пересказе это звучит намного трешоее, чем выглядит в кадре. Фильм снят за малую денюжку, играют в основном не профессиональные актеры, а та самая вполне реальная манхэттенская тусовка панк-моды. Фильм напомнил мне "Беспечного ездока" - Денис Хоппер отнюдь не гениальный актер и тем более режиссер, но этот фильм выразил Zeitgeist, дух времени эпохи хиппи, его можно смотреть как этнографическую документалку; вот так и "Жидкое небо" выразил дух панк-субкультуры. Причем оба фильма, а фильм Славы Цукермана даже в большей степени, не только выражают дух определенной субкультуры, но и конструируют его. К примеру, большинство панк-моды было придумано для этого фильма, то же можно сказать о музыке: Слава Цукерман решил, что должна звучать компьютерная музыка, ни один из композиторов не взялся воплотить его видение и потому он сочинил музыку сам. С одной стороны, это весьма примитивная музыка, с другой стороны, что-то в ней есть: музыка финальных титров звучит еще примерно минуту при полностью пустом черном экране, и я ее дослушал до конца, не хотелось выключить.
В общем, абсолютно культовый панк-фильм, капсула времени из 1982 года - года, когда я закончил школу.