В. Гигерих о роли музеев

May 30, 2024 18:04


Музей давно уже все больше становится местом истории. Исторические реалии перемещаются в музей и объявляются антиквариатом. Они вырываются из своей «дикой стихии», т. е. живого обихода, укорененного в традиции, и помещаются в музейные витрины как под стражу, чтобы мы, кружа вокруг них, могли с безопасного расстояния разглядывать их со всех сторон. Я говорю «с безопасного расстояния», как бы неожиданно это ни звучало. Могут ли исторические предметы быть «опасными»? Разве они нечто такое, от чего нужно «защищаться»? На самом деле, так и есть, хотя, конечно, не в буквальном смысле. Прежде мы не смогли бы рассматривать исторические вещи со всех сторон, поскольку сами были ими «окружены»: пока они находятся в обращении, они не являются объектами, и даже в качестве мертвых вещей сохраняют собственную жизненную силу, с которой словно бы «нападают» на человека, что не так уж и отличается от поведения хищника в диких условиях. Это можно наглядно продемонстрировать на примере алтарного изображения. В музее картина выступает мертвым объектом эстетического созерцания или простого любопытства со стороны людей, посещающих музей с туристическими или образовательными целями. Она беззащитно выставлена на всеобщее обозрение. Та же самая картина, только на своем первоначальном месте, в церкви, пару столетий назад, наоборот, «нападала» на верующих, требуя преклонить перед ней колени и благоговейно перекреститься. Тогда картина была живой и «дикой», она, подобно личности, обладала собственной волей, которой и подчиняла прихожан.

Вольфганг Гигерих "Ограждение ужаса как создание крайней опасности"

Цитаты

Previous post Next post
Up