Струнный квартет "Премьера" в органном зале Пензенской филармонии

May 23, 2024 01:23

Иногда и в Пензе бывает современная академическая музыка! Примерно раз в год - единственный в городе струнный квартет "Премьера" (стыдоба, вообще-то, что в полумиллионом городе всего один струнный квартет, чай не симфонический оркестр) готовит новую программу современной музыки - я как-то писал тут об их концерте "Грани минимализма". Этот концерт назывался "Премьеры нашего времени" и на 2/3 это верно - квартеты Кэролайн Шоу и Мохаммеда Файруза написаны в 2011-2012 годах, к тому же эти американские композиторы вообще не часто на российских сценах исполняются. Ну а квартет Шнитке премьерой нашего времени не назовешь, потому название программы верно только на 2/3. В любом случае специальное спасибо музыкантам, что популяризируют в городе Пе современную академическую музыку. К сожалению, не вполне успешно - зал был заполнен меньше чем на четверть.

Первое сочинение - "Антракт" Кэролайн Шоу ("Entr'acte" Caroline Shaw) от 2011 года. Очень популярное в США сочинение, на ютубе поиск выдает полдюжины исполнений. Квартет в стиле минимализма, достаточно послушать первые секунд 10-15, чтобы услышать те пару музыкальных фраз, которые будут повторяться, растворяясь в шумах и шорохах и вновь возникая, иногда после минут хаоса. Весь квартет вот так и построен - в ожидании того, как из хаоса вдруг выкристаллизуются эти две фразы. Остальные звуки не несут самостоятельного смысла, только негативный - как "не то", как ожидание разрешения, повторения этих начальных фраз. Какого-то развития музыки я не заметил и потому окончание этого квартета было для меня неожиданностью - почему сейчас? почему в этом месте?

Впрочем, это был первый номер концерта, я еще не вошел в музыку, уши не открылись. Поэтому желающие могут потратить 10 минут и составить свое впечатление, вот одно из найденных на ютубе исполнений:

image Click to view



Второй номер концерта - квартет "Названные ангелы" Мохаммеда Файруза ("The Named Angels" Mohammed Fairouz) от 2012 года. Американский композитор ливанского происхождения, чем и пользуется. Это не упрек, а наблюдение: он активно использует восточные мотивы в своих сочинениях, но именно использует, при желании он может их отключать и писать не-этническую академическую музыку - во второй части квартета именно так и происходит, он по ходу то включает, то отключает этно-режим.

Надо рассказать о самом квартете, о его замысле. Но тут пусть лучше сам композитор скажет (текст взят из ВК художественного руководителя квартета "Премьера" Вячеслава Филиппенкова):

Я написал свой струнный квартет «Названные Ангелы» в 2012 году на фоне беспорядков на Ближнем Востоке. Каждая из четырех частей квартета изображает одного из четырех ангелов, общих для иудейской, христианской и исламской конфессий.

МИKАИЛ. Произведение начинается с быстрой и энергичной части под названием «Гром Микаила». Микаил- ангел, обладающий огромной внутренней силой. Он приносит гром на Землю, но также упоминается в Коране как ангел милосердия. Музыка показывает эту дихотомию, колеблясь между громоподобными жестами и тем, что я обозначил как «Гимн милосердия» в партитуре.

АЗРАИЛ. Самый всеобъемлющий из ангелов. Это ангел смерти. Музыка начинается с изображения последнего выдоха жизни и переходит к изображению Азраила, несущего дух и метаморфозы человеческого духа. Я сознательно решил закончить эту часть о смерти прославлением вечной природы человеческой души. Концепция, которая на протяжении тысячелетий давала утешение бесчисленному количеству людей перед лицом смерти и потерь.

ДЖИБРИЛЬ. Ангел Джибриль фигурирует в большом количестве историй в Торе, Библии и Коране. Я остановил выбор на той, которую знал с раннего детства: первое откровение пророку Мухаммеду. В начале звучит нежный и простой голос Джибриля, говорящего с Мухаммедом, а затем музыка становится все более интенсивной, запечатлевая застывший экстаз пророка, повторяющего откровение ангела.

ИСРАФЕЛЬ. Заключительная часть начинается звуком трубы Исрафеля, символизирующей конец света и Судный день. Апокалиптические пассажи Корана описывают, как дважды провозгласила труба, чему я буквально следовал в своей музыке. Земля сотрясается и могилы выдают своих мертвецов. Это перерастает в полноценный апокалиптический танец.

Музыка очень мелодичная, напевная - т е я вполне могу представить ее вокальное исполнение. Наибольшее впечатление произвели вторая и четвертая части - ангел смерти с печальной медленной темой и апокалипсис (там после труб есть примерно минута, когда солирует виолончель на фоне безумствующих скрипок, вот эти скрипки вызывали в воображении образ полчищ летучих мышей, мечущихся по надвигающемуся небу).

На ютубе нашлось только одно полное исполнение этого квартета, причем только аудио без видео. Впрочем, отдельные части исполняют как самостоятельные номера и такие записи есть. Вот все четыре части в исполнении Del Sol Quartet:
I. Mikail's Thunder
II. Azrael Malak al-Maut
III. Jibreel at HIRA
IV. Israfel's Spell

Разумеется, звучит это не так, как на концерте. Иногда даже возникают вопросы, а ту ли музыку я слушал? Трудно без музыкального слуха, да!

И последний, третий номер концерта - "Струнный квартет № 3" Альфреда Шнитке от 1983 года. Квартет из трех частей, каждая часть построена на цитате из классиков - не помню, из кого первая часть, вторая это Бетховен (тут скорее как бы Бетховен, Шнитке решил сочинить эту цитату, как если бы ее написал Бетховен) и третья часть из Шостаковича. Казалось бы, сама структура каждой части предполагает, что есть одна-две опорных музыкальных фразы, к которым музыка в своем развитии должна периодически возвращаться - т е та же идея, что и у минимализма Шоу. Но какое различие в результате! Здесь в музыке действительно развитие, не отклонение, а видоизменение, метаморфоза. Сложнее и глубже. Ну и слушание предполагает интеллектуальное усилие, не легкая музыка.

Разумеется, на ютубе куча исполнений. Я выбрал это исполнение чисто по внешним признакам: мужчины в черном, дамы в синем, как было на концерте. Тут, правда, молодые ребята, это сказывается.

image Click to view



PS.
Ну вот, следующего концерта современной академической музыки ждать еще год, разве что съезжу куда. Сейчас глянул на афишу филармонии - в середине июня аж три концерта музыки эпохи романтизма: русские романсы (Рахманинов, Чайковский и др.), немецкая и французская органная музыка и фортепианный моноспектакль о Чайковском". Количество и плотность впечатляют, жаль, не люблю романтизм в музыке. Впрочем, 28 мая будет концерт органной музыки "От барокко до современности", где за барокко отвечает Бах, а за современность Мессиан - ну что же, они прекрасно сочетаются в одном концерте. Ну и Samuel Wesley с Charles-Marie Widor вполне впишутся. Надо сходить, да!

Музыка

Previous post Next post
Up