В минувшее воскресенье, 17 декабря, сходил в нашу филармонию на концерт симфонической музыки в исполнении симфонического оркестра Губернаторской симфонической капеллы (художественный руководитель и главный дирижер - Вячеслав Филиппенков) и приглашенных солистов Глеба Степанова (виолончель), Анастасии Судневой (фортепиано) и Марии Трусовой (скрипка).
Признаюсь, мне не нравится наш симфонический оркестр, но этот концерт неожиданно понравился. Похоже, когда исполняется произведение для солиста с оркестром, общий тон задает именно солист, а оркестр ему аккомпанирует; с этой задачей пензенский оркестр справился успешно.
Первое отделение - Антонин Дворжак "Концерт для виолончели с оркестром", солист Глеб Степанов. Не особо знаю музыку Дворжака, тем более романтизм в музыке мне не близок; однако это не помешало насладиться и произведением, и исполнением. Глеб Степанов немного интровертен, напоминает ботана-отличника. Исполнение вполне органичное, на должном уровне мастерства, но не ради него. Диалог солирующей виолончели и аккомпанирующей флейты (достаточно часто в оркестре звучит почти только флейта, такова задумка композитора) хорош, причем этот диалог даже отдаленно не приближается к соревнованию. Очень цельное произведение и замечательное исполнение.
Второе отделение концерта состояло из двух произведений Камиля Сен-Санса. Сен-Санс писал много и быстро, что отражалось на качестве музыки. Поверхностная она, не глубокая. Чайковский описывал музыку Сен-Санса как "французский шарманистый стиль", что весьма метко. Вот из двух таких шарманистых произведений и было составлено второе отделение концерта.
Сначала прозвучала симфоническая поэма для скрипки и виолончели с оркестром "Муза и поэт", солисты Мария Трусова (скрипка) и Глеб Степанов (виолончель). Это произведение достаточно редко исполняется, и не напрасно - оно никакое, как разбавленное молоко. Соответственно никак звучали и солисты, и оркестр. Лучше бы вообще не включали это в программу концерта.
Зато потом был исполнен Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, солистка - пензенская пианистка Анастасия Суднева. Это неглубокое, но очень выигрышное произведение, написанное для того, чтобы пианист мог продемонстрировать свою технику, беглость пальцев. В первой части - медленной - хотелось сказать пианистке "легче, легче, меньше пафоса, это не Бетховен!". Потому как многозначительность тут неуместна, нет ее в этой музыке. Зато вторая и третья части тот самый tour de force пианиста, вызов его технике, беглости и точности пальцев. Технически сложная музыка, но по звучанию легкая - киномузыка, в общем-то. Надо отметить, что пианистка справилась, звучало живо, но несколько спортивно - как будто это победа на соревновании, пусть даже на соревновании с собой. Когда она встала из-за рояля на поклон в своем блестючем жемчужно-сером платье, то у меня возникла мысль, что она, бедняжка, небось там под платьем вся потная - так и такое сыграть! Но аплодисменты стоя заслужила, да.
Обычно в свои посты о концертах я вставляю ютубовские ролики с концерта (если найдутся), либо те же произведения и/или те же исполнители. В этот раз не буду - роликов с этого концерта нет, эти же солисты с этими же произведениями, но другие концерты - тоже нет; а вставить сюда исполнения виолончельного концерта Дворжака с Ростроповичем или фортепианного концерта Сен-Санса с Рубинштейном - это неправильно, совсем другой уровень. Захотите - найдете сами.
PS.
Следующий заинтересовавший меня концерт классической музыки в нашей филармонии - 20 января, почти через месяц. А потом только в мае. Такова насыщенность пензенской музыкальной жизни.