В 1988 году генерал Аугусто Пиночет, под давлением международной общественности, решил провести референдум с одним вопросом: "хотите ли вы, чтобы Пиночет правил еще 8 лет?". Поскольку это был самый настоящий референдум, то оппозиции (сторонникам ответа "нет") выделили время на телевидении - 15 минут в день, вернее, в ночь, в течение месяца. В результате они победили и Пиночет ушел.
Напоминаю, это 1988 год, в СССР как раз разгар перестройки и гласности (perestroyka & glastnost), а тут на другом конце земли, в Чили, страшный диктатор мирно передает власть на референдуме. Становится понятно, почему Пиночет стал так популярен в либеральных кругах советской интеллигенции.
А как это происходило? На днях попался фильм "
Нет / No" 2012 года, режиссер Пабло Ларраин, в главной роли Гаэль Гарсиа Берналь, как раз об этих событиях. На Кинопоиске суть фильма изложена в немногих словах: "Рекламщик свергает диктатора Пиночета, призывая голосовать «нет» на референдуме. Да, так можно было". Именно так - мы видим историю со стороны организаторов рекламной кампании ответа "нет". Весьма поучительное зрелище, надо заметить.
Некоторые выводы по итогу:
1. Жертвы, на которые шла оппозиция, ее политические заключенные и ее трупы, умученные в застенках диктатора, аргумент далеко не самой первостепенной важности. Он важен для самой оппозиции, но не для масс граждан.
2. Нужна положительная программа, образ будущего, пусть даже только эмоциональный.
3. Власть в результате достанется не тому, кто больше всех пострадал в процессе борьбы; и не тому, кто больше всего приложил к этому усилий. Люди будут выбирать исходя из образа будущего, а не из прошлых заслуг. И это правильно.
Теперь о фильме. Он снят на телекамеры 1980-х, картинка как перегнанная с видеокассеты (собственно, именно оттуда она и), размер кадра 3х4, да и стиль косит под документалку. Все это позволяет бесшовно монтировать с кадрами хроники. Хорошая работа.
Главный герой - креативщик рекламного агентства. Получается так, что он организует медийную кампанию "нет", а его босс работает над медийной кампанией "да". При этом они совместно работают над коммерческой рекламой. Честно говоря, не представляю такого в американском фильме - там (вспоминая "Мартовские иды" и "Опасную игру Слоан") одного подозрения, что кто-то из штаба общается с представителями противоположной стороны, достаточно до пошел вон немедленно. А тут вместе работают, босс даже вытаскивает из ментовки жену главного героя, когда ту замели на митинге. В общем, политические разногласия разногласиями, но работа и дружба важнее. Чили не США, однако.
Click to view