Спектакль "Куклы" в Пензенском драматическом театре

Oct 22, 2020 17:44

Осень, новый театральный сезон, сходил в театр уже дважды, в разные театры. Про второй спектакль писать не буду, а первый - сабж - я посетил уже больше месяца назад. Театр как раз открыл этим спектаклем очередной театральный сезон, и это очень правильный выбор, потому как "театр в театре". Постановка Валерия Беляковича по пьесе Хасинто Грау "Синьор Пигмалион". Говорят, Белякович существенно переписал пьесу - я не смог найти ее в сети, так что объем переделок мне неизвестен; они, несомненно, есть, это было понятно и во время спектакля - отсылки к "театру жестокости" Арто и другим театральным эстетикам, появившимся уже после написания пьесы (1920-е). Ну и финальная речь Пигмалиона - она, если разобраться, не только не вытекает из логики действия, а скорее ей противоречит. Но это не делает спектакль хуже.

Итак, в испанский город приезжает знаменитый Пигмалион со своим театром кукол, но эти куклы неотличимы от живых людей (а они точно куклы? этот вопрос по ходу действия задают разные персонажи). Местные актеры бунтуют, антерпренеры в панике - все действие происходит за кулисами театра, на сцене изнанка сцены, театр в театре. Спектакль многолюден, причем надо отдать автору, он же постановщик, должное - каждый персонаж получит свои пять минут славы, которые к тому же четко работают на сюжет. Поправка: каждый мужской персонаж, есть парочка женских персонажей, что на втором плане; свои минуты славы есть и у них, но не особо на сюжет работают.

Собственно, пересказывать сюжет не буду - желающие могут сходить в театр. Для этого не надо ехать в Пензу - изначально Валерий Белякович поставил этот спектакль у себя в "Театре на юго-западе" (Москва), потом перенес в Пензу (он вообще много сотрудничал с нашим театром). Сейчас в процессе поисков пьесы обнаружил, что этот же спектакль идет и в Калининграде, и в Нижнем Новгороде. Театральная франшиза такая получилась.
Ровно по этой причине не буду ничего писать о визуальном решении, весь этот латекс и ботфорты, а также коробки/гробы - в сети полно фоток, да и на сайте театра есть страница спектакля, там ч/б ролик с нарезкой сцен (с предыдущим составом актеров, правда).

Отмечу несколько актерских работ - очень хороши Сергей Пахомов (Брандахлыст), Юрий Землянский (Педро-Каин), Альбина Смелова (Герцогиня Аурелия), Николай Потапов (Пигмалион 1). И опять повторю: свои пять минут есть у всех персонажей и, соответственно, у всех актеров - и они все хороши.

Завершу этот пост я отрывком из спектакля - финальной речью Пигмалиона 2 во славу театра. Да, она в некотором роде противоречит всему предыдущему действию, но сама по себе достойна просмотра. И читает это сам Валерий Белякович - этот персонаж появляется в самом конце (спойлер! спойлер!) только чтобы сказать нам это:

image Click to view



PS
Сейчас переслушал эту речь. Мож, и не так она противоречит предыдущему действу, и театр действительно принадлежит живым актерам. Этой записи 10 лет, той, что на странице спектакля - лет 5. Актерский состав пьесы на этих записях и на посещенном мною спектакле все разные. Живые, значит несовершенные, но и не застывшие. Наверное, театр тем и ценен.

Театр

Previous post Next post
Up