Сегодня ходил на концерт фортепианной музыки. Выступал Даниил Саямов, первое отделение -
В. Задерацкий "5 прелюдий и фуг" (из цикла "24 прелюдии и фуги", 1937)
А. Скрябин "Поэма-ноктюрн" и Поэма "К пламени",
второе отделение - И.С. Бах "Гольдберг-вариации"
Шел прежде всего из-за Баха, очень люблю "Гольдберг-вариации", но никогда, емнип, их живьем не слышал (а на CD штук пять разных исполнений есть).
Как сказал сам пианист перед концертом: "Скорее всего, музыка Задерацкого исполняется в Пензе впервые". Полагаю, он прав. Я об этом композиторе до того не слышал, а он - ученик Скрябина (так сказал исполнитель,
в Вики сказано, что он учился у Танеева; впрочем, влияние Скрябина в его музыке очевидно). Исполнял он пять прелюдий и фуг из цикла "24 прелюдии и фуги". Этот цикл написан в 1937 году на Колыме (по словам Саямова, автограф на клочках бумаги, телеграфных бланках и т.п.; писалось без инструмента - откуда в лагере рояль?).
Вот я слушал и задавал себе вопрос - а слышно ли в музыке, что она написана в лагере? Да, мрачная - но не скажу, чтобы музыка его учителя Скрябина была уж очень светлой. В одной из частей слышатся отзвуки "Эй, ухнем!", но это не показатель.
Задал я этот вопрос знатной меломанке Т., которая тоже была на этом концерте. Она ответила: "Конечно, слышно - это такой Скрябин на Колыме!"
Следующим номером программы были две Поэмы Скрябина - поэма "К пламени" все-таки очень изобразительная музыка. Если знать название, то дальше образы, порождаемые музыкой, вполне однозначны - тут нет работы моего воображения, тут только работа расшифровки.
Второе отделение концерта - баховские "Гольдберг-вариации". Очень достойное исполнение на мой взгляд. Тут много слов не надо - на ютубе нашлась запись с другого правда, концерта Даниила Саямова - наслаждайтесь:
Click to view
На бис пианист сыграл отрывок из сонаты Рахманинова. Я бы послушал еще его Рахманинова - мож, как-ньть приедет с такой программой.