Jazz May 2017

May 25, 2017 20:09

В минувшие выходные в Пензе прошел очередной фестиваль Джаз Май. В этот раз я посетил два концерта из трех (в сб и вс) и не ходил на открытую сцену, хотя там были вполне достойные музыканты (сужу по тому, что все же успел захватить). Так что могу рассказать только о тех четырех коллективах, которых слушал в киноконцертном зале - они того стоят.
Как всегда мои впечатления будут проиллюстрированы роликами с ютуба. По возможности я стараюсь ставить ролики с того самого концерта, на котором был, но не всегда есть, да и звук хочется получше чтоб. Кроме того, волевым усилием я ограничиваю себя двумя роликами на коллектив.

Суббота, первое отделение:
Dock in Absolute, трио из Люксембурга (http://dockinabsolute.com/)

image Click to view



Классическое джазовое трио - рояль (Жан-Филипп Кош, Люксембург), бас (Дэвид Кинцигер, Бельгия) и ударные (Эрик Мингельбье, Бельгия). Музыка с явным влиянием классики - кто-то услышал что-то от Рахманинова, мне временами слышалось что-то от Яна Тирсена (некая амеливость моментами). Играли замечательно, на сцене смотрелись тоже здорово: кудрявый пианист, скрюкнутый под прямым углом буквально, лысый меланхоличный ударник и высокий бородатый басист в кепке. Пианиста и басиста вы уже оценили по ролику, но на всякий случай еще один:

image Click to view



Легкость в пальцах пианиста, он же композитор. Отдельно заинтересовал ударник - на концерте был не тот, что в записях; заинтересовал он меня тем, что я не мог предсказать, что он сделает в следующий момент, в какой барабан или тарелку ударит, и как ударит. Музыка неспешная и играл он тоже неспешно - но очень разнообразно, неожиданно и уместно. Здоровско было.

Они как раз записали свой первый диск, который так и называется - Dock In Absolute. Этот диск теперь у меня есть и я очень рад этому - эту музыку приятно переслушивать, с ней можно жить в одной комнате.

Суббота, второе отделение:
Мариам Мерабова и группа MIRAIF (http://www.miraif.com/)

Все, кто смотрел 3 сезон шоу "Голос", уж точно запомнили, как она на слепых прослушиваниях спела рэйчерльзовскую "Georgia in my heart". Она действительно поет черным вокалом - как выразился один мой друг после концерта "закрой глаза и увидишь негритянку". На ютубе нашлась правильная запись с этого самого концерта, Мариам поет джазовый стандарт "Cry me a river":

image Click to view



Когда она поет джазовую классику на английском это великолепно. Без всяких скидок. Если бы они всю программу собрали такую, это был бы выдающийся концерт. К сожалению, этого не произошло.
Концертные номера условно делились на три категории: (1) джазовые стандарты на английском, (2) джаз/блюз на русском и (3) неджазовые песни на русском. Выше мы видели ролик с песней первой категории, а вот пример песни из второй категории (песня на концерте звучала, но ролик с другого выступления):

image Click to view



Русский текст звучит несколько... странно. Это не песня на русском - это такой "загнивающий запад" из советских фильмов. Там же была специальная такая эстетика "загнивающего запада", весьма интересная и визуально, и музыкально. В качестве лучших музыкальных примеров - песни из "Последнего дюйма" ("какое мне дело до всех до вас,/ а вам - до меня") или рок-н-ролльчик из "Человека-амфибии" ("эй, моряк, ты слишком долго плавал"). Это не русские песни, это иностранские песни. Все-таки русский язык на черный вокал не ложится. Понятно, что у Мерабовой есть внутренняя культурная миссия - спеть на русском черным вокалом, чтобы получилась именно русская песня, а не иностранский кунштюк - не получается, и, имхо, не получится. (в скобках замечу, что для рока или даже регги эта задача решена - русский язык звучит там не чужеродно).

Песни третьей категории - русские неджазовые - тут есть о чем поговорить, но не в этот раз: во-первых, ограничение в два ролика на исполнителя, а во-вторых я не нашел качественной записи ее исполнения песни Гурченки "Нет, мой милый". Так что как найду хорошую запись, так поговорим отдельно, а на этом отзыв о субботнем джазмаевом концерте заканчивается.

Воскресенье, первое отделение:
Алина Ростоцкая и группа Jazzmobile (http://alinarostotskaya.com/)

Хедлайнеры фестиваля - молодая джазовая певица, как ее объявил Олег, продюсер фестиваля: "надежда российской, а может быть и мировой, импровизационной музыки". Оставим эту оценку ему, но что верно - она поет джаз на русском языке и это звучит естественно:

image Click to view



Разумеется, у нее не черный вокал, да и вообще голос достаточно высокий. Кто сказал, что джаз обязательно нужно печть черным вокалом? Последние годы я как раз больше слушатю белый джазовый вокал, как-то больше на сердце ложится. И вот теперь певица, которая лучше поет джаз по-русски, чем по-английски. Не, на английском тоже хорошо, но это больше как "так полагается", на русском она интересней.

Что еще обратило на себя внимание - она поет как один из инструментов ансамбля, она один из музыкантов, не более (не намного более). Это сознательная позиция и она импонирует, в том числе чисто эстетически - интересное звучание получается.

Что же поставить вторым роликом? Она начала концерт очень красивой песней на сефардском языке, и я даже находил ее на ютубе. Но я обещал, что по возможности буду давать ролики с того самого концерта, на котором был, и вот "Колыбельная для Агафьи" (это она сочинила для дочери):

image Click to view



У Алины Ростоцкой и Jazzmobile как раз вышел их первый диск "Flow", композиции с которого звучали на концерте. Этого диска у меня пока нет (а иметь его стоит), но он доступен на яндекс.музыке: https://music.yandex.ru/album/3406852

Воскресенье, второе отделение:
Майк Готхард и Ecectric Shock (http://mikegotthard.com/)

Закрывал фестиваль венгерский джаз-рок гитарист Майк Готхард и его группа Electric Shock. Ну как группа - этим составом музыкантов отыграют тур и потом, возможно, уже никогда не соберутся вместе. Состав, который был на концерте: электрогитара (Майк Готхард, Венгрия), бас-гитара (Антон Давидянц, Россия), синтезатор (Szebenyi Daniel, Венгрия) и ударные (Никола Виккаро, Франция). Чтобы представить, что они играли, вот ролик на 3/4 тем же составом (другой ударник):

image Click to view



Как известно, фестиваль в Вудстоке закрывал Джимми Хендрикс - тут тоже правильно выбрали финальную команду, зажгли так, что разве струны не дымились; суровый напор звука - как и положено в джаз-роке. Фьюжн, да.
Играли виртуозно - обратите внимание, там басист весь номер играет на басу практически как на соло-гитаре. И клавишник правильный. Ну а татуированный Майк Готхард с тепнми очками на лысой голове смотрелся очень харизматично.

И отдельно - о французском ударнике Никола Виккаро. Он давал такого драйва, что был скорее многоруким Шивой, чем человеком - столько звуков и с такой скоростью он извлекал. Вот любительская запись с концерта - звук никакой, но чтоб понять, как это выглядело:

image Click to view



Концерт из тех, которые рад, что посетил, можно потом хвастаться, что присутствовал на таком событии, но дома переслушивать эту музыку не будешь. Не для дома она - равно так же, как не всякую картину повесишь дома. Некоторым картинам место в музее, а некоторой музыке - только на концерте.
Впрочем, на общезначимости свого мнения применительно конкретно к этой музыке я не настаиваю - на концерте звучали композиции с альбома "Intellectual Brutality", вот он на яндекс.музыке: https://music.yandex.ru/album/3890772

Такие вот музыканты, такой вот разнообразный фестиваль. Год от года все круче, надо заметить.

Музыка

Previous post Next post
Up