Концерт Хироку Ионуэ

Dec 18, 2016 23:35

Вчера сходил в филармонию на органный концерт - играла Хироку Ионуэ. Половина номеров был орган соло, половина - орган+гобой+фортепиано. Каждый номер предварялся чтением японского стихотворения (на русском, читал гобоист) - это не мешало, но не более. Программа несколько странная - открылся концерт какой-то японской вещью под названием "Времена года", очень попсовая, как будто Игорь Крутой сочинил. Следующим номером - Бах. Были также Ибер, Пьяццолла (впервые слышал "Кафе 1930 года" в исполнении гобоя, органа и фортепиан - любопытно получилось), а также вещь, явившаяся для меня открытием - "Прелюдия и фуга памяти Алена" Мориса Дюрюфле. Сегодня, готовясь писать этот пост, я прослушал на ютубе три ее исполнения подряд - вот это лучшее из них:

Maurice Duruflé "Prélude et fugue sur le nom d'Alain"

image Click to view



Почти два года назад я писал о другом органном концерте, на котором я воспринимал музыку визуально, в формах и цветах. В этот раз случилось почти то же - формы были, вполне четкие и пространственные, а вот цвета - не было. Вернее, иногда был - музыка Дюрюфле точно вызывала цветовые ассоциации, начало цвета тумана, такой клубящийся жемчужно-серый цвет. Потом встречался серебристо-зеленый, как зеленая листва, покрытая инеем. Но вообще на этом концерте именно цветовых ощущений почти не возникало - формы были почти всегда, разные формы, и при этом было странное ощущение: эти формы требовали цвета. То есть мне как бы предлагалось их раскрасить, заполнить цветом. И я слушал музыку, наблюдал возникающие перед внутренним взором формы (они одновременно неподвижные и движущиеся, как фонтан - струя воды издалека кажется неподвижной, но как бы дрожащей), и решал задачу - каким бы цветом можно было бы наполнить эти формы. В этот раз не было синего цвета, как и в прошлый раз не было оранжевого. Звук гобоя очень хорошо красится в малиновый цвет, или в густой сиреневый. Высокие звуки органа хорошо принимают оттенки белого - от лунного до молочного, иногда в зеленоватый. Низкие звуки органа - темно-коричневый. Повторяю, в этот раз я почти не видел цвета звуков, но далеко не любой цвет ложился в звук, в ту объемную форму, которую он принимал.

И еще одно любопытное наблюдение. Выше я сказал о цветах звуков органа и гобоя. А какого цвета звук фортепиано? И вот тут неожиданность - звуки фортепиано не имеют не только цвета, но и пространственной формы. Они существуют мимо визуального воплощения! Это меня озадачило. Потом я понял - звук органа или духового инструмента равен самому себе. Пока нажата клавиша органа, звук будет звучать, не меняясь. Такой звук порождает визуальную форму. Вокал, к примеру, тоже ее порождает - однажды при прослушивании песен Пуленка я осознал, что баритон имеет цвет горького шоколада, только чуть разбавленный белилами, такой холодный коричневый. А вот звук фортепиано или, к примеру, гитары, состоит из отдельных импульсов - ударов по струне, а каждый такой элементарный звук не равен себе, он меняется во времени. И потому не способен порождать пространственную форму.

Но не только это запрещает форму. Концерт завершали два вальса Дзё Хисаиси (на японский манер правильнее Хисаиси Дзё - фамилию вперед) к мультфильмам Миядзаки - "Унесенные призраками" и "Ходячий замок Хоула" (слушать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=31nOaXSeqSo). Эта музыка - прекрасная! - не порождала никаких визуальных форм. Всему причиной ритм - явный ритм разрушает формы. Тем более если ритм отбивают ударные инструменты - там точно никаких пространственных форм, там все как накрыто сеткой-рабицей, все сплюснуто до плоского состояния, там уж не до синестезии. Там другие радости.

Собственно, это все, что хотел сказать о вчерашнем концерте и вызванных им мыслях.

Музыка, Наблюдения краем глаза

Previous post Next post
Up