Уильям Чаннинг "'О самовоспитании' и другие статьи"

Feb 06, 2016 23:45

Книга триста восемьдесят восьмая

Уильям Чаннинг "'О самовоспитании' и другие статьи"
М: Посредник, 1911 г., 184 стр.
http://www.twirpx.com/file/1785276/
http://www.twirpx.com/file/1785268/

Копаясь в книгах дореволюционного издания наткнулся я на книжечку статей Уильяма Чаннинга. Заинтересовала она серией, в которой вышла - "Великие мыслители Америки". Признаюсь, к американским писателям XIX века я неравнодушен - есть что-то очень здоровое в самом тоне книг Мелвилла, Торо, Готорна, какая-то чистота и сила. Ну и оглавление заинтересовало - три статьи с названиями "О саомовоспитании", "Самоотречение" и "Духовая свобода". По названиям - как Эмерсон их написал, что и интересно. В общем, решил прочесть, заодно отыскал еще одну статью того же автора - чтоб уж разом все прочесть.

Википедия говорит, что Чаннинг является одним из создателей унитарианства - движения в протестантстве, восходящего к арианству. Прямо скажем, читать еретиков, не зная на должном уровне христианства - занятие достаточно сомнительное: уж точно не душеполезное, да и интеллектуальная полезность сомнительна. С другой стороны, здесь же не богословские работы, а публичные выступления, проповеди, так что скорее всего все останется на общечеловеческой территории, приемлемой и христианам традиционных конгрегаций, и атеистам и агностикам.
Второе соображение, подвигнувшее на чтение - перечисление в википедии некоторых знаменитых унитарианцев: Дарвин, Эмерсон, Барток, Флоренс Найтингейл. Собственно, именно последнее имя сняло все сомнения - надо читать.

Прочел. Тексты, конечно, в своем прямом предназначении - проповедей - безнадежно устарели: они обращены в основном к бедным, даже находящимся на грани нищеты людям. В XIX веке это было нормой - именно так и жили массы; сейчас, в эпоху шоппинга, образ массового человека все же несколько иной и пороки и проблемы его несколько иные.

С другой стороны, эти тексты не устарели и даже хороши тем, что в них многие базовые истины проговариваются явно, прямым словом. Всегда полезно напомнить себе о них, стереть пыль с базовых истин.

Подробно разбирать статьи не буду, лучше приведу несколько отрывков.

Духовная, разумная культура состоит главным образом не в том, как многие думают, чтобы увеличить свои познания (хотя это и важно), а в том, чтобы образовать такую силу мысли, которая могла бы быть свободно обращена на те предметы, о которых нам нужно составить известное представление. Сила эта обнаруживается в сосредоточении внимания, в точном, всепроникающем наблюдении, в разложении сложного на составные части, в том, чтобы подмечать самые тонкие различия и сходства между предметами, в том, чтобы читать будущее по настоящему и в особенности в том, чтобы из единичных фактов научиться познавать общие законы или всемирную правду. Эта особенность ума - способность к более широким взглядам на вещи и к познанию великих начал - и образует то, что называют философским умом, она-то и является самым достойным для образования.

Чтобы воспитать ребенка в совершенстве, требуется гораздо большая мудрость, чем для того, чтобы управлять государством. Это вытекает из того простого соображения, что интересы и нужды государства менее значительны, чем духовные способности, рост мыслей и чувств.

Когда я говорю о самовоспитании, я разумею при этом, что оно должно быть вполне искренно; другими словами, мы должны сделать самовоспитание действительной и истинной нашей целью, заняться им ради него самого, а не ради того, что оно представляет какое-нибудь средство или орудие для достижения чего-нибудь другого.

Человек [...] должен развивать себя только потому, что он человек. Он должен отправляться в этот путь с убеждением, что в нем есть нечто высшее, чем во всем материальном мире, чем во всех мирах, которые поражают его глаз и слух, и что внутреннее усовершенствование имеет все достоинство и благородство в самом себе и резко отличается от той силы, которую оно дает человеку над внешним миром. Без сомнения, человек должен работать над улучшением своего материального положения, но прежде всего он должен улучшить самого себя.

Ничто не может заменить книг. Это - веселые, бодрящие товарищи в одиночестве, болезни огорчении. Богатство всего мира не вознаградило бы за то добро, которое они оказывают людям. И пусть каждый человек, поскольку это возможно, соберет хорошие книги под своей кровлей, а также доставит для себя и для своей семьи пользоваться какой-нибудь общественной библиотекой. Всякой роскошью можно пожертвовать для этого.

Отречься от себя это значит отречься, бороться, отказаться и во внешнем и во внутреннем нашем мире от всего того, что противоречит нашему представлению о правде, истине, о воле Бога. Это значит страдать, жертвовать ради сознания долга или наших принципов.
Теперь возникает сам собою вопрос: в чем же особая заслуга этого страдания? Мы все знаем, что страдание само по себе не составляет еще добродетели. И дурные люди часто претерпевают мучения, так же, как и добрые, и однакоже говорят, что они все-таки дурные. Если что и составляет ценность и важность жертвы, страдания, так это то, что вытекает из самоотречения, что вызывает нашу нравственную силу, дает нам власть над нами самими, вызывает в нас стремление к цели или твердую преданность разума сознанию долга. В этом и доказательство и результат внутренней нашей энергии. Затруднения, тяжести жизни, страдания, жертвы, - это только проба, мерило нравственной силы, это только средства развития ее. Выдержать все это равносильно тому, чтобы проявить высшую силу. Самоотречение, следовательно, не что иное, как наша сознательная воля, действующая властно, исполняя долг. В этом и есть отличительная высота самоотречения, в этом и есть сущность и отличие хорошего и добродетельного человека.
Истина, к которой приводят нас эти взгляды и которую я хотел бы подчеркнуть, и состоит в том, чтобы истинной характеристикой добродетельной или религиозной души является именно эта вполне сознательная сила в преследовании нравственной цели. Эта сила и есть мерило истинного превосходства. Самая идея долга показывает, что мы обязаны, сознав его, стремиться к исполнению его с более сильным и твердым намерением, чем к чему-либо иному, и потому добродетель есть не что иное, как верность этому простому, чувствуемому каждым, голосу нашей совести. И потому мы можем проявлять добродетель постольку, поскольку мы проявляем внутреннюю свою энергию, сильную, все преодолевающую волю, повинуясь закону Бога и нашего собственного разума.

Доброта, это - наше усилие в преследовании честной и святой цели, усилие, удостоверенное и испытанное тем, что мы перенесли испытания, искушения, обольщения и страдания; вот в чем состоит истинная добродетель. Я не знаю ничего другого, что одобрила бы просвещенная совесть, ничего другого, что принял бы Бог.

Я уважаю то смирение, которое явилось следствием сознательного усилия, ту кротость, которая преисполнена сознательной энергии, то терпение человека, который, испытывая несправедливость, сдерживает гнев, который хотя и обижен, но решает быть справедливым, который помнит, что враг его - это человек и брат, который страшится поддаваться своим страстям. [...] Нравственную силу, сознательное усилие в достижении добродетельной цели, которые сами собой включают в себя смирение и кротость, - вот что можно уважать.

Я назову тот дух свободным, который избегает рабства у материи, который, вместо того, чтобы остановиться перед материальным миром и сделать его своей тюремной стеной, проходит мимо него к первоисточнику и находит помощь своему развитию, возвеличению себя в тех ярких следах Его, которые везде свидетельствуют о бесконечном Духе.

Тирания приносит зло, посягая на внешние интересы людей, делая небезопасной собственность и жизнь, грабя труженика, чтобы обогатить себя. Но худшее ее зло - внутреннее. Главное проклятие ее в том, что она подавляет и угнетает дух, унижает человека в его собственных глазах, отнимает силу мысли и деятельности, подставляет вместо совести внешние правила, создает из человека низкого, трусливого паразита и низкопоклонного раба. Вот в чем проклятие тирании. Она воюет с душой, и таким образом она ведет войну с Богом.

Если бы отдельную личность призывали служить своей стране в такой деятельности, которая бы унижала душу, человек ни на момент не должен задумываться над тем, чье благо следует предпочесть. Он должен с радостью расстаться с собственностью, с жизнью и отдать их государству. Но душу свою он не должен уязвить или поработить. Ни для какого блага других он не должен нарушать свой нравственный закон.

Книги 4

Previous post Next post
Up