"Третье чудо"

Jul 06, 2014 15:36

Кинематограф беспредельно разнообразен, потому среди фильмов можно встретить совершенно невообразимые вещи - например, фильм-философское исследование, построенный, с одной стороны, как вполне себе драма (персонажи, сюжет), а с другой - как философский трактат (тезис, контртезис). Я говорю о фильме "Третье чудо" (The Third Miracle, Agnieszka Holland, 1999), исследующем, что есть чудо.

Знакомьтесь, главный герой - Френк. Он католический священник, потерявший веру.




Как вообще он стал священником: его отец заболел раком, терминальная стадия. Френк молился об исцелении и обещал, что если его отец выздоровеет, то он, Френк, станет священником. Отец выздоровел - врачи изумлялись, так не бывает; Френк стал священником, а еще через три месяца рак отца вернулся и практически мгновенно свел его в могилу. С тех пор Френк говорит "С Господом в карты не садись!".
Итак, чудо. Или не чудо? В любом случае, чудо не есть предмет договоренности, предмет торга. Клайв Льюис в "Нарнии" сказал "Аслан бродит где хочет, Он не ручной лев" (Аслан = Христос) - так вот, это "где хочет" в отношении чуда звучит в фильме все настойчивее и настойчивее. Что вообще мы готовы воспринять как чудо? Есть, разумеется, экзальтированные личности, которые готовы ежедневную жизнь воспринимать как чудо - точка зрения, имеющая право на существование, но вряд ли это общеупотребительный смысл этого понятия. Чудо, как минимум, должно нарушать естественные законы (или хотя бы наши разумные ожидания) - "чудесное исцеление" тут вполне соответствует. Но вопрос, а кто явился источником этого чуда? Бог или дьявол - у последнего тоже хватит сил на это?

Итак, Френк, католический священник, утративший веру. Для него это трагедия - он молится, чтобы вера вернулась. По сути, он хочет ощутить присутствие Господа, получить знак, что Он есть. А пока... Как можно использовать священника, утратившего веру? Использовать его сомнения во благо церкви - пусть он будет адвокатом дьявола. Тут не надо вспоминать одноименный фильм, здесь "адвокат дьявола" это вполне легальный термин, означающий священника, назначенного расследовать обстоятельства жизни святого, вернее - того, кого хотят канонизировать как святого. "Адвокат Бога" собирает положительные свидетельства, а "адвокат дьявола" ищет все, что может опорочить кандидата в святые. И как раз недавно Френк расследовал в одном приходе исцеления на могиле местночтимого святого и обнаружил свидетельство того, что тот был одержим дьяволом.



Естественно, то, что он принес разочарование пастве этого прихода, его самочувствия не улучшило. А тут епископ посылает его в другой приход расследовать дело о чудесном исцелении на могиле одной прихожанки. Прихожанка эта при жизни много работала в этом приходе, помогала нуждающимся. Домохозяйка. И вот после ее смерти одна из прихожанок молилась у статуи святой, которую та почитала, молилась об исцелении дочери. Дочь исцелилась, врачи разводят руками. Только вот расследование показало, что исцеленная девушка - наркоманка и проститутка. С чего бы это Богу исцелять такую падшую душу?
Да, Бог благ и справедлив, и потому может обратить свое чудо и на самого закоренелого грешника, но вот это - то, что чудо нарушает не только физические законы но и законы справедливости - с этим примириться гораздо труднее. Итак, это было первое чудо данной святой (вернее, той, которую рассматривают как возможную святую - дальше я для краткости буду ее называть святой).

По ходу расследования случается и второе чудо - статуя плачет кровавыми слезами, группа крови совпадает с группой крови умершей святой прихожанки. Теперь Френк уже склонен считать ее действительно святой, но для канонизации нужно третье чудо - чтобы отмести все сомнения.



Отдельная линия - Френк знакомится с дочерью этой святой. Знакомится в процессе расследования - та, кстати, не в восторге от матери и считает, что она ей уделяла мало внимания.





Между ними возникает чувство - она нравится Френку, он нравится ей, но он - священник.





Она такая яркая, живая - по сути, Мирозданье тем самым задает Френку вопрос: "А ты действительно хочешь знать? Ты действительно хочешь обрести веру в Бога? Тебе точно это надо? Потому как посмотри на альтернативу - ты можешь снять сан и стать мирянином, можешь жениться, жить с ней". Это не искушение, не испытание - это честное предложение. Френк находится в духовной пустыне - как еще назвать отсутствие веры для того, кто ее ищет? - и он может либо там остаться (без обещаний обретения веры), либо заполнить эту пустоту земной любовью и земными заботами. Честное предложение.

Епископ, получивший от Френка известие, что чудеса подлинные и вполне можно канонизировать святую, обрадовался: раньше он посылал Френка разгромить эти чудеса - епископу не нужны стихийные культы на его территории, а если можно заполучить святую - это крутой плюс. В какой-то мере он напоминает тренера спортивной команды, увидевшего возможность заполучить в свою команду звезду.
Из Ватикана приезжает немецкий архиепископ (высокий в малиновом).



Он суров - недавно закончилась вторая мировая война, миллионы убитых и миллионы возможностей для проявления святости, и с чего это в благополучной Америке святость снизошла на домохозяйку?
Как видим, тот же вопрос - может ли чудо нарушать нравственные законы?



Суров, его убедить трудно, почти невозможно. Епископ назначает Френка теперь уже "адвокатом Бога" и поручает найти третье чудо. Френк узнает, что эта святая иммигрантка, из Восточной Европы, и в войну была как раз там. (Любопытно, что сомнения немецкого архиепископа насчет "американская домохозяйка" тут вроде как подтверждаются - она восточноевропейская девочка, пережившая страшную войну) Помощник Френка отправляется в родной город святой и обнаруживает там невероятное - весь город знает о чуде, которое случилось с этой девочкой в войну, и весь город отказывается говорить.

Френк понимает, что проиграл, что она не будет канонизирована как святая. Он идет в гостиницу к немецкому архиепископу и рассказывает об этом. И тут случается нечто неожиданное - архиепископ был в войну солдатом и сам оказался свидетелем этого чуда. Это было то чудо, которое привело его в церковь, и с этим чудом он не может смириться по сей день. Почему, когда вокруг гибли миллионы, Бог послушал молитву маленькой цыганяшки? "Каприз Господа!". Нет, он никогда этого не поймет и не признает публично.

Посмотрите на лицо Френка, слушающего рассказ архиепископа. Он понимает, что чудо свершается на его глазах - вот он ответ Господа, вот оно возвращение веры. И это чудо - ответ на его вопрос, ответ Господа - ошеломляет.



Чудо вызывает страх Божий - именно это должен ощущать человек, когда у него на глазах совершается абсолютно беззаконное чудо, одновременно являющееся и посланием именно ему. Чудо не ведает никаких законов - ни физических, ни нравственных, с ним невозможно договориться и сторговаться. И одновременно оно есть ответ на именно твой вопрос. Оно замыкает уста своей невообразимой мощью и своей невозможностью уложить его в голове и выразить словом.

...И все это за неполных два часа фильма.

Штудии, Кино

Previous post Next post
Up