Йен Пирс "Загадка Рафаэля" и еще пять art-детективов

Dec 02, 2013 22:58

Книги с двести восемьдесят девятой по двести девяносто четвертую

Йен Пирс "Загадка Рафаэля" (Iain Pears "The Raphael Affair", 1990)
М: АСТ, 2005 г., 239 стр.
Йен Пирс "Комитет Тициана" (Iain Pears "The Titian Commitete", 1991)
М: АСТ, 2005 г., 254 стр.
Йен Пирс "Бюст Бернини" (Iain Pears "The Bernini Bust", 1992)
М: АСТ, 2005 г., 316 стр.
Йен Пирс "Последний суд" (Iain Pears "The Last Judgement", 1993)
М: АСТ, 2005 г., 319 стр.
Йен Пирс "Рука Джотто" (Iain Pears "Giotto's Hand", 1994)
М: АСТ, 2005 г., 318 стр.
Йен Пирс "Гибель и возрождение" (Iain Pears "Death and Restoration", 1996)
М: АСТ, 2005 г., 316 стр.
http://lib.rus.ec/s/12350

Детективы я в общем-то не люблю - автор начинает с убийства (редко обходится без него, ну или хотя бы не в самом начале - тоже редко) и как бы предлагает читателю отгадать, кто убийца. По ходу он будет давать подсказки и старательно путать читателя - как-то не хочется играть в эти игры с автором-наперсточником. Поэтому едва ли не единственный жанр книг, которые я читаю исключительно по диагонали, это детективы.
Спрашивается, а зачем е я прочел сразу шесть детективов подряд? Ответ тут двоякий: во-первых, я их купил в букинист по 25 рублей за том, т.е. деньги копеечные; во-вторых, Йена Пирса я знаю по отличному роману " Перст указующий", так что даже в детективах я надеялся на нечто помимо детективной интриги. Надо сказать, кое-что есть.

Прежде всего, это все-таки art-детективы, т.е. про подделку и кражу произведений искусства. Первый роман - "Загадка Рафаэля" - вообще начинается с подозрения, что некая картина скрывает под основным слоем картину Рафаэля. Это подозрение вроде бы оправдывается - на рынке появляется новый Рафаэль и продается за бешеные миллионы. Вроде как закончился сюжет. Продолжение последует после смерти - это даже не убийство, старый художник, занимавшийся подделками, умирает в постели проститутки (мож в своей постели, но с проституткой - это никак не убийство), полиция просматривает его бумаги и обнаруживает некие наброски, вызывающие подозрение, что этот самый Рафаэль является искусной подделкой. И вот теперь детективная интрига раздваивается - одно расследование в нашем времени, подделка это или нет (там по ходу кого-то убивают и эта линия скатывается в совсем обычный детектив, бее); зато второе расследование связано с сюжетом и происхождением картины, т.е. о событиях прошлых веков. Вот эта линия исключительно интересна и уж точно не избита. Завершается роман совершенно неожиданным поворотом именно этого второго, искусствоведческого сюжета - отлично прям-таки!
К сожалению, из шести прочитанных мной романов только в трех есть полноценные искусствоведческие расследования. Зато в одном из них нашлись замечательные слова об этом типе детективов (автореференция, она самая):

Преступление как таковое никогда не интересовало его в том смысле, в каком оно волновало Флавию. В его обязанности не входило сажать людей за решетку. Как всех нормальных людей, Джонатана гораздо больше интересовали причины преступления. Он полагал, что следствие может превратиться в весьма увлекательное занятие, если вести его, отталкиваясь от причины. Конечно, такой подход нечасто приводит к аресту преступника, но Джонатана это не волновало. В конце концов, как украли икону, более-менее ясно. Ее просто взяли и унесли. Легко. Вопрос, кто украл картину, был более интересен, однако и он предполагал только два варианта ответа, судя по тому, что ему рассказывала Флавия. А вот выяснить, зачем ее украли, - это уже задача для настоящих интеллектуалов, для людей с нестандартным складом ума.

Автор искусствовед, так что об искусстве пишет со знанием дела. Италия у него такая настоящая, Англия так ему вообще родная; Франция ничо так, а вот Америка карикатурная совсем (похоже, не любит он ее; да и роман получился так себе - единственный из всех я читал по две фразы на странице). Герои живут в Риме и работают в управлении по поиску похищенных произведений искусства:

В итальянской полиции не принято бросаться грудью на амбразуру - от этого никакого проку: люди перестают воспринимать героя серьезно.

Хороший роман интересен в том числе замечаниями походя, тут они попадаются вполне даже:

Вообще этот эпизод показал, что украсть картину проще простого, если знаешь как. И еще один урок: у меня было железное алиби. Всякий раз, когда я похищала картину, полиция искала мужчину - «Должно быть, он проник через эту дверь…». «Он снял картину со стены» и тому подобное. Я знала, что им никогда не придет в голову искать женщину, если я буду достаточно осторожна. Мне очень не нравится феминистское движение, оно сильно осложняет женщинам жизнь.

Любопытно наблюдать, как от романа к роману возрастает мастерство писателя - если в первом отличная интрига и не слишком внятные герои, то четвертый уже интересен просто как роман, т.е. детективную интригу можно вычесть и будет вполне интересно самими по ходу попадающимися персонажами; а шестой роман уже местами просто как проба пера в историческом жанре, подготовка к "Персту указующему".

В общем, прочел с интересом. За неделю - в день (точнее, в ночь) по роману. Перечитывать, впрочем, не буду, так что надо придумать, куда (или кому) их зафеншуить. Желающих взять эти шесть книг в добрые руки (в городе Пе) - пишите в комменты.

Книги 3

Previous post Next post
Up