Оригинал взят у
digital_geda в
Цели домашнего образования, цель первая: изменение мира к лучшемуПодытоживая все посты последнего времени, хочу обозначить ту цель, которая еще никем не называлась: изменение мира к лучшему.
На самом деле, тут, скорее всего, имеет место такое "слепое пятно" воприятия - самое очевидное не попадает в поле зрения.
Для меня именно эта цель домашнего образования была одной из первых (не считая поправки здоровья ребенка), которую я очень ясно и конкретно осознала и прочувствовала. Я бы сказала, для меня открытие темы ДО была такой точкой сборки, в которой сошлись все мои вопросы, которые я имела к себе, к членам семьи, к церкви и школе, к государству, и к миру в целом, наконец.
Теперь , спустя 10 лет, мне уже не понятно, как люди, ратующие за перемены в обществе, сетующие на отсутствие гражданских и политических свобод, не видят, что свободы в обществе не прибавится и перемен к лучшему не произойдет до тех пор, пока дети будет ОБЯЗАНЫ по 9-11 лет сидеть за партой в четырех стенах, а родители также ОБЯЗАНЫ будут их туда загонять правдами и неправдами, обманывая их и себя аргументами, что это делается для их же блага. Мне кажется, что большая ложь и большая несвобода, которая царит в нашем обществе, начинается вот с этой самой с малой лжи и малой несвободы - в каждой семье. Я не сторонник никакого разрушения и не считаю, как Иллич, что школу надо вообще "разрушить до основанья, а затем" - я уверена, что очень сильно и существенно изменить мир к лучшему может реальная СВОБОДА ВЫБОРА между разными формами взаимодействия семьи и государства, которые "зашиты" в разные формы обучения.Есть взрослые-государственники, убежденные, что без школы общество рухнет - у них должна быть возможность отправить ребенка в школу. Есть дети- экстраверты, не представляющие, как можно выжить без компании себе подобных - им, безусловно, лучше будет в школе. Но должна быть широкая свобода выбора, множество вариантов очно-заочной и заочной формы для тех, кто и со школой не хотел бы окончательно рвать, и предпочитает более семейный образ жизни, и. конечно, семейная форма и самообразование для тех, кто готов учить детей полностью самостоятельно, и хотел бы появляться в школе считанные разы за все "школьные годы" - чтоб экзамены сдать и аттестат получить. Вот это многообразие вариантов взаимодействия семьи и государства, на мой взгляд, может внести куда больший вклад в оздоровление общества и изменение отношений между его членами (и вне семьи и внутри семьи), чем все громкие социальные программы (не говоря уже о модных политических и околополитических акциях и движениях).
К меня долгое время не было должной точки приложения своих сил к чему-то конкретному в мире, из-за чего я первые 30 лет жизни чувствовала себя совершенно лишним элементом социума, в лучшем случае асоциальным, а в пределе - даже антисоциальным. Я-тогдашняя в тепепрешних условиях вполне могла бы загореться идеями Майдана, стать заправской оппозиционеркой, исправно ходить на все митинги и шествия и считаться рукопожатным членом "креативного класса" - только вот незадача, теперешняя я, после 10 лет построения кульуры и образования своей семьи и связанного с этими занятиями переустройства окружающей действительности в сообстветствии с ее потребностями уже не могу больше тратить время на такие странные и далекие от реальности игры.
Для меня сейчас совершенно ясно, что наведения порядка в обществе не может обойтись без наведения порядка в собственной семье. Если твой ребенок несчастен, подавлен, если у тебя нет нормальных отношений с ним, с мужем/женой, с родителями, с друзьями, не выстраиваются отношения с коллегами на работе - то что ты можешь знать о том, как переустроить общественную жизнь к лучшему? Если все, что ты можешь - это разорвать отношения с близкими, уйти из семьи, оттолкнуть ребенка, уйти с работы, хлопнув дверью, обозвав всех ближних козлами, дальних - мошенниками, правительство - преступниками, страну - мордором? Когда я читаю в интернете посты с такими интенциями, я готова поклясться, что у их авторов серьезный непорядок в частной жизни. Человек, у которого в семье все хорошо, не сомневается в том, что мир в целом - хорош, и что его сознательно и целенаправленно портят люди, не умеющие быть счастливыми и делать счастливыми других.
Так вот, момент, когда я была в буквальном смысле поставлена перед фактом, что мне придется самой учить детей и серьезно перестраивать свою жизнь, был для меня самым настоящим моментом истины. С тех пор я перестала ходить к психоаналитикам: ведь основное, чего я от них хотела - чтоб они мне подсказали, что мне делать с собой в мире, где я как 5 колесо в телеге, к чему приложить свои силы... В этом смысле болезнь сына и последующий уход на ДО был ответом на все эти вопросы: тут Родос, тут и прыгай. Этот ответ поразил меня своей простотой, и я как-то сразу с ним сроднилась, стала частью этого ответа, и с тех пор ни разу не пожалела осделанном выборе. Поэтому для меня ДО это все сразу - и политика, и экономика, и философия. и домашняя церковь, и культура, образование.
Для меня эта цель не абстрактная декларация, а повседневная реальность: домашнее обучение не будет успешным, если не будет меняться к лучшему образ жизни семьи, отношения между членами семьи, если дети не увидят, что родители сами к чему-то стремятся, развиваются, ставят перед собой цели и добиваются их, то есть, если не будут успешны - во всех смыслах - сами родители, если семья не будет крепкой, а дом - надежным пристанищем от всех житейских бурь. Поэтому, как мне кажется, изменение мира к лучшему - это базовая цель ДО. Все остальные цели - производные от этой, самой первичной и важной. Этой же целью определяются и все прочие мои активности - от организации праздников до общественно-политических инициатив.