"Железная хватка", или о матриархате 7

Sep 12, 2011 00:58





Наказание настигнет, рано или поздно...
Давно хотел написать про "True grit" братьев Коэнов. Фильм гениальный, как впрочем, почти все у Коэнов. Джоэл и Итан Коэны плюс Джефф Бриджесс, Мэтт Деймон и Джош Бролин - сочетание фантастическое. Короче, фильм удался. Но это не просто отличный вестерн.

Он еще и с подтекстом.
Как впрочем, почти все у Коэнов :). Позволю себе краткое отступление. Ребяты, Коэны - В ТЕМЕ. Как-никак, из колена Царей. И большинство их фильмов - о КАРДИНАЛЬНОМ ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ мiра. Ни больше, ни меньше. Кратенько, по годам (список неполный):

1930-е "О, ГДЕ ЖЕ ТЫ, БРАТ?". Завершение перехода от патриархально-земледельческой модели к индустриальной. Фермеры, бандиты-одиночки и ку-клукс-клановцы уступают место проходимцам, политикам и "деятелям культуры", которыми уже командуют женщины. Аналогичный процесс происходит и в городах, о чем "ПЕРЕКРЕСТОК МИЛЛЕРА".

1940-е  "БАРТОН ФИНК". Утверждение постмодерна в кругах "властителей дум".

1950-е "ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО". В результате постмодернистской обработки жизнь "маленького человека" окончательно обессмысливается.
1980-е "СТАРИКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО". Легитимация зла.

1990-е "БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ". Завершение эпохи процветания и свободы в США. Плач а-ля "Где моя страна, чувак?"

И вот теперь - "Железная хватка".




О, это не просто история 14-тилетней девочки-"счетовода", что желает отомстить за отца.

Это - история окончательного убийства Отца, пришедшей ему на смену Дочерью.

Путем убийства всех Его аспектов. Мужские ипостаси Хаоса (бандит Чейни-Челмсфорд), и Порядка (техасский рейнджер Лабиф), и их синтез (маршал Когберн), ставший Слугой Прекрасной Дамы, все они проигрывают - ЕЙ.

Именно у нее "True grit" -  "Железная хватка", а вернее - "Настоящее мужество".




Хоть она вовсе и не прекрасная, да и не дама еще. Кстати, весьма показательно перевоплощение в конце фильма маленькой, вредной, некрасивой девочки в величавую матрону, закованную в броню ВЛАСТНОСТИ и ОТЧУЖДЕНИЯ. Вообще, в фильме множество мест и намеков, которые можно и нужно, осмысливать и толковать.

Но вот ПОНЯТЬ в нем необходимо 2 момента:

1. Жрица разбирается с Отцом сурово и бескомпромиссно - Хаос убит Ее рукой, Порядок, израненный и покалеченный, исчезает в небытии, оставив лишь сожаление (очень важный момент, иншааллах, поговорим об этом как-нибудь).
Но ХУЖЕ ВСЕХ приходится Слуге - он заканчивает балаганным шутом. А что еще может ждать мужчину, потерявшему  СУТЬ? Только кривляние на потеху толпе (что сама по себе также продукт матриархата).

2. Жрица - не имеет БУДУЩЕГО. Она - только в НАСТОЯЩЕМ. Незамужняя и УЩЕРБНАЯ (однорукий инвалид) старая дева, она - не имеет детей. Не потому, что не может, а потому что - НЕ ХОЧЕТ. Ей "не до этих глупостей".

Таков матриархат - безжалостный, неумолимый, и - бесплодный.

ПОТЕРЯВШИЙ НАДЕЖДУ.

матриархат, кино

Previous post Next post
Up