После прочтения следующей статьи от 21 ноября 2012, опубликованной
«Expert Online», возникают ассоциации с басней Крылова о щуке, лебеде и
раке....
Вокруг строительства нового арктического порта Сабетта разворачивается новая интрига. Федеральная власть хочет, чтобы не только НОВАТЭК отгружал через него на экспорт сжиженный природный газ, но и другие грузоотправители активно пользовались новым транспортным маршрутом. Того же хотят и власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако «Газпром» намерен строить на Ямале свои порты, а РЖД еще не до конца уверено в том, что заполярные железные дороги будут окупаемы.
Президент России Владимир Путин в беседе с председателем правления газовой компании НОВАТЭК Леонидом Михельсоном подтвердил намерения федеральных властей сделать новый арктический порт Сабетта не узкоспециализированным, а многопрофильным портом. «Я недавно обсуждал эту проблему с руководством "Газпрома" и полагаю, что можно было бы расширить возможности будущего порта, имея в виду, что он вполне мог бы быть многопрофильным. Я вас прошу вместе с коллегами проработать этот вопрос - и, соответственно, с Министерством транспорта», - сказал президент. «Мы рассматривали вопрос, как в принципе все-таки сделать инвестиционный проект строительства железной дороги: от газпромовской до Бованенково - отвод на Сабетту. И даже менее вопрос, где взять инвестиции, а более вопрос тарифов, вопрос того, чтобы был единый тариф и за все перевозки отвечало РЖД. Вопрос реальный. Если там будет железная дорога, то это будет многопрофильный порт», - ответствовал глава крупнейшего отечественного газодобытчика. «Так и нужно делать. Тем более что государство так или иначе все равно будет вкладываться в канал, который будет подходить к порту. Надо, чтобы каждый рубль, который будет вложен, использовался наиболее эффективно», - резюмировал Владимир Путин.
За этим коротким диалогом скрывается клубок проблем, который
потихоньку накапливается вокруг строительства нового арктического порта на полуострове Ямал. Первоначальная концепция Сабетты состояла в том, что это будет узкоспециализированный порт, главное назначение которого - обслуживать газовозы, которые с 2016 года будут возить в азиатско-тихоокеанский регион сжиженный природный газ (СПГ), вырабатываемый на заводе НОВАТЭКа возле этого поселка. Идея хорошая, но дорогая. Проект «Ямал СПГ» требует до 1 трлн рублей инвестиций, поскольку речь идет о вложениях не только в освоение семи ямальских месторождений газа и постройку самого завода по сжижению природного газа, но и о строительстве порта Сабетта, флота из 20 танкеров - газовозов ледового класса типоразмера Suezmax, нескольких атомных ледоколов и выстраивании логистики по всему Северному морскому пути (это кратчайший путь из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана). И государство уже начало вкладываться в развитие этой инфраструктуры, в том числе вести подготовку к строительству порта на полуострове Ямал.
Однако далее встает вопрос об окупаемости этих государственных инфраструктурных инвестиций. Проще говоря, или они работают на пользу одной частной компании, или используются в интересах максимально возможного количества участников. Сейчас, судя по всему, начинает преобладать второй подход. «Это очень важный элемент - подход к Севморпути. Потому что новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Такие варианты развития порта уже предусмотрены проектом», - подчеркнул губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин в беседе в Салехарде с Владимиром Путиным в сентябре этого года. «Ямал - это такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина. На карте видно, что это очень удобная точка для транспортировки ресурсов и в азиатско-тихоокеанские страны, и в Европу, и в Северную Америку. Просто идеальное место, самый центр и очень хорошие глубины в порту - туда можно подходить большими танкерами. Учитывая, что инфраструктурный проект движется, базу мы будем развивать, и многопрофильный порт нужно использовать именно в таком широком качестве, частично разгружая Транссиб», - заявил тогда российский президент.
Но для того, чтобы Сабетта, где только в дноуглубительные работы федеральный бюджет вкладывает почти 8 млрд рублей, стала многопрофильным портом, туда нужна железная дорога. Именно об этом Владимиру Путину в понедельник и говорил Леонид Михельсон. Сейчас по полуострову Ямал проходит только железная дорога Обская-Бованенково длиной почти 600 км, которую «Газпром» построил для освоения Бованенковского газоконденсатного месторождения, первая очередь которого была запущена нынешней осенью. Ничего другого, кроме газпромовских грузов и людей, эта дорога не возит. Поэтому, когда в 2009 году национальный газовый концерн попробовал за 130 млрд рублей продать эту дорогу РЖД, то получил ответ, что она железнодорожникам и даром не нужна. «Планируемый грузопоток по этой линии - немногим более 3 млн тонн в год. Этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу. При балансовой стоимости дороги 130 млрд рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд рублей», - заявил тогда «Гудку» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов института «Гипротранстэи» Максим Фейло.
Сейчас для того, чтобы связать порт Сабетта с «большим миром», надо к дороге Обская-Бованенково пристроить еще 220 км железной дороги. Стоить это будет 35-40 млрд рублей. И НОВАТЭК, очевидно, готов какую-то часть этой суммы взять на себя. Прецедент такой уже есть. Осенью прошлого года газодобытчик и РЖД, например, договорились о том, что НОВАТЭК дает РЖД 30 млрд рублей на увеличение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей-Сургут-Тобольск Свердловской железной дороги для обеспечения гарантированного вывоза продукции Пуровского завода по переработке конденсата в Тюменской области. РЖД, в свою очередь, тоже вкладывая в этот проект 10 млрд рублей, взяло на себя обязательства перевозки определенного объема грузов НОВАТЭКа по специальному тарифу, который устроил соинвестора-газодобытчика. «Особенно важным для нас является вывод, что без координации производителя и перевозчика невозможно реальное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Частные инвесторы сами готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры перевозчика на условиях надежного и определенного по времени возврата этих инвестиций», - подчеркнул тогда глава железнодорожной монополии Владимир Якунин.
То есть деньги на строительство железной дороги Бованенково-Сабетта у того же НОВАТЭКа найдутся. Тем более что газодобытчик наверняка перенаправит в новый порт на Ямал поток газового конденсата, который он сейчас экспортирует танкерами по Севморпути из порта Витино в Мурманской области. В прошлом году, например, объем перевалки стабильного газового конденсата НОВАТЭКа в порту Витино составил 2,9 млн тонн, что на 19,4% превысило показатель 2010 года. Расстояние между Кандалакшей и Сабеттой морем - более 1,5 тыс. морских миль. Вот это-то расстояние по дороге в Азию и будут экономить танкера НОВАТЭКа, заправляясь газовым конденсатом не в Витино, а в Сабетте.
Но при этом, судя по словам Леонида Михельсона, саму дорогу от Бованенково до Сабетты, подобно «Газпрому», НОВАТЭК содержать и эксплуатировать не хочет, предпочитая отдать ее РЖД. А железнодорожной монополии она тоже будет не нужна, пока не выяснится, какой объем грузов по ней будет проходить. И с этой точки зрения очень важной является информация о том, что на прошлой неделе РЖД и Ямальская железнодорожная компания договорились о том, что «Российские железные дороги» будут ежегодно перенаправлять 18 млн тонн груза, следующего в порты северо-запада, на железнодорожные линии Северного широтного хода, то есть по маршруту Коротчаево-Надым-Салехард и далее - через станцию Обская, через Коми на Усть-Лугу. Это означает появление грузопотока, не связанного непосредственно с газодобычей, уже «на пороге» порта Сабетта. И если этот инвестпроект стоимостью около 150 млрд рублей будет к 2016 году реализован в полном объеме, то у «Российских железных дорог» появится уверенность и в грузопотоке по направлению Обская-Бованенково-Сабетта. Тогда можно будет вести речь и о появлении реальной многопрофильности нового арктического порта России. Это первый вариант. Вариант номер два - государство просто дает РЖД из бюджета 40 млрд рублей на строительство железной дороги между Бованенково и Сабеттой. Но он в нынешних условиях маловероятен.
Однако, чтобы дело дошло до многопрофильности Сабетты, нужно решить вопрос и о том, сколько вообще нужно морских портов на полуострове Ямал. С Сабеттой, находящейся на северо-восточной части полуострова, ситуация понемногу проясняется. Однако «Газпром», начиная освоение газовых месторождений полуострова Ямал, заявлял о строительстве порта Харасавэй на северо-западной части Ямала (именно туда, по сути, и идет сейчас железная дорога от станции Обская). Мелководный порт там есть и сейчас. Но речь-то шла о строительстве именно морского глубоководного порта, и отказа от этих планов пока нигде не объявлялось. Нефтяная же «дочка» «Газпрома» - «Газпром нефть» - собралась строить морской нефтеналивной терминал на юго-восточной стороне полуострова Ямал - в районе мыса Каменный (это на 400 км южнее Сабетты) и железную дорогу длиной 200 км от Паюты (это населенный пункт возле железнодорожной ветки Обская-Бованенково) до поселка Новый Порт. Весной прошлого года в эти места зашел атомоход «Вайгач», что убедило нефтяников в том, что можно круглогодично отправлять нефть с Новопортовского месторождения танкерами по Севморпути. «Состав нефти Новопортовского месторождения, для которой характерно низкое содержание серы, позволяет говорить о том, что эффективность морской транспортировки добытого сырья будет лучше, чем в случае вывоза наземным транспортом, требующим больших капиталовложений, а цена нефти превысит стоимость сортов Urals и Brent», - подчеркнул тогда заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. А в этом году газпромовские нефтяники лишний раз убедились в том, что нефть на полуострове Ямал не только хорошего качества, но ее много. Одна из расконсервированных скважин дала фонтан нефти в объеме, превышающем 140 кубометров в сутки. Поэтому к 2020 году на Новопортовском месторождении, находящемся в 30 км от побережья Обской губы, «Газпром нефть» намеревается добывать до 9 млн тонн нефти в год. Извлекаемые запасы Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения по категории C1 и С2 составляют более 230 млн тонн и более 270 млрд кубометров газа. А теперь вопрос - нужны ли стране на полуострове Ямал три порта, из которых два - в Харасавэе и Новом Порте - будут специализированными? Или же более эффективным будет сосредоточить усилия всех причастных к освоению нефтяных и газовых богатств полуострова Ямал на создании многопрофильного порта в Сабетте? Причем не просто порта, а аварийно-спасательной базы (в том числе и по ликвидации последствий разливов углеводородов в Заполярье) и базы сил «быстрого реагирования» в российском секторе Арктики? От ответов на эти вопросы будет зависеть и скорость строительства, и профиль нового арктического порта России.
Источник:
http://expert.ru/2012/11/21/uzlovoj-port/?ny______________
Далее вещает timotv:
Президент, конечно, на то и президент, чтобы озвучивать намерения и обещания. Но до тех пор пока он не придумает, как построить на полуострове Ямал инфраструктуру, которая сможет приносить прибыль, никто не будет строить никакого многопрофильного порта и железной дорогой к нему. А команда Единоросов не способна на это. Последний раз, когда они облажались по крупному, это было с мега проектом "Урал Промышленный - Урал Полярный" (освоение Урала), о котором они так лихо пели дифирамбы с 2006-го по 2008-й год. И даже писали у себя на сайте, что это с их подачи родился проект. Потом начался кризис, начали сокращать финансирование и прочая, и тут они слились по тихому. Хотя сам проект перестал существовать только в феврале 2012-го года, когда президент УП-УП заявил, что причиной закрытия проекта является отсутствие достоверных данных о наличии промышленных запасов полезных ископаемых на Урале. Спрашивается а почему полномасштабную геологоразведку не провели? Ну это отдельная тема... А что касается транспортной инфраструктуры на Ямале, которую напрямую хотят связать с Северным морским путём, то тут напрашивается точно такая же история.... Бабло попилят, сколько будет возможности, покричат про перспективы, а потом затихнут.