Различия между западноевропейским человеком и русским

Jul 06, 2011 14:53

Главное различие, как следует из слов Осипова А.И., заключается в том, что:
1) западный человек имеет особенно выделяющуюся гордость. Он всегда готов себя показать всему миру. Он сравнивает всё происходящее с самим собой, а не с истиной, которая ему закрыта.
2) русский способен сомневаться в своей правоте, а также способен верить в некую истину, которая от него скрыта. Это свойственно многим русским людям вне зависимости от того верующий он или нет.
3) западный человек считает, что для достижения порядка в обществе, в государстве главное соблюдать внешнюю сторону взаимоотношений. Эта внешняя сторона называется нравственностью.

- это всё из лекции  «Образование - принципы и подходы» Часть I с [07:06] по [20:32] - лекция из сборника 2010-2011 гг.
Лекцию читает Осипов Алексей Ильич, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

"Безупречно нравственный человек может быть отвратительным в духовном отношении" [18:50-18:55]

"Именно духовная составляющая определяет всё. Именно духовное состояние человека, особенно общества, народа в конце концов определяет и всю внешнюю жизнь этого народа. Если хотите - социальный строй, окружающую атмосферу (стихийные бедствия, или напротив, благополучие) и т.д." [25:21-26:02]

"Сама нравственность без духовной стороны превращается в ничто. Постепенно нравственные нормы меняются. Причем меняются по пути деградации" (из 2-й части лекции)

На счет п. 1 я не уверен. Сразу скажу, что я не ездил по западным странам, не общался с теми людьми, и не проводил сравнительные наблюдения. Я не беру во внимание единичные случаи моего общения с представителями западной цивилизации. Я могу лишь выразить свои предположения и сомнения, а именно: вряд ли можно однозначно говорить о том, что у граждан той или иной страны гордости больше/меньше. Хотя если подумать... а именно принять во внимание тот факт, что смыслом жизни почти каждого западного человека является карьера, стремление быть успешным, лучшим, то это, несомненно, приводит к развитию гордости. В России идея успеха, как главного вектора в жизни, начала массово заражать умы только в конце XX-го ст. во времена Перестройки. Тогда как на Западе эта идея существует в умах большинства людей еще с древних времен - до основания Рима. На основании этого можно предположить, что западные люди, как говорится, на генетическом уровне далеки от чувства духовного. Возможно опираясь на этот же довод можно предположить, что ум и душа западного человека больше заражены гордыней, нежели у русского человека. Но это слабое предположение, т.к. за последние 30 лет в России выросло как минимум два поколения, каждый представитель которого целиком заражен идей успеха, как центрального вектора в жизни. Я говорю о том, что сегодня, т.е. в наше время, с моей т. зр., сложно делать сравнения по уровню гордости между русскими и американцами с европейцами. Возможно вместо этого, надо сказать о другом - среди русских людей пока еще есть такие, которые имеют некоторые представления о духовности, праведности, видимо благодаря дошедшей до наших дней информации о ярких примерах из жизни своих предков и из жизни известных людей. Ведь еще сравнительно не так давно, в XIX-м веке в России еще встречалось множество людей, ведущих праведный образ жизни. Хотя в процентном отношении ко всему населению это было уже каплей в море. Из XX-го века до нас тоже доходят примеры из жизни как простых верующих людей, так и православных святых. На Западе уже к началу XV-XVI-го века, а может быть и еще раньше, люди вовсе не знали, что такое духовность. Временной порог XVI-й век я взял по сути с потолка, основываясь лишь на предположении, что кто-нибудь еще мог знать, что такое духовность и праведность. По сути же, последней хранительницей знаний о духовном в Европе была Византия, которая к началу XV-го века окончательно разложилась духовно и морально. Но она к Западному миру не относилась. Если же говорить о представителях непосредственно Западного мировоззрения, а именно англосаксах и германцах, то вряд ли они вообще когда-либо правильно понимали духовность и праведность. Взять даже период от РХ до раскола христианской церкви в 1054 году - вряд ли тогда хоть какое-нибудь количество людей (пусть даже небольшое в сравнении с праведниками, жившими в России в XIX в.) жили праведной жизнью. Откровенно говоря, я ничего знаю о духовной жизни людей западной Европы того времени - эта сторона жизни людей не особенно волновала меня раньше, при изучении истории (до сегодняшнего момента), поэтому утверждать ничего не буду. Я могу лишь утверждать, что католическая вера, оформившаяся после 1054-го года от РХ, лишена понятия праведности в истинном понимании этого слова.

В отношении п.2 у меня тоже нет полной однозначности по тем же соображениям, что я озвучил для п.1. Но за не имением каких-либо аргументов со своей стороны я временно готов принять точку зрения Осипова.
С п.3 согласен.

В лекции «Ступени образования человека» Часть II [05:00]-[09:56] Осипов говорит немного по другому:

Киреевский Иван Васильевич пишет, чем отличается западный человек от русского:
1) западный человек всегда доволен своим наличным моральным состоянием. Он всегда доволен. Единственное чего ему не хватает и о чем он мечтает - это всему миру показать "вот каким надо быть - видите каким? Как я.". Видимо он имел в виду прежде всего немцев, он в Германии больше всего был. Но эта черта западных людей очень характерная. Недавно проводился теле опрос во Франции, вопрос был всего навсего один: как вы думаете, после смерти вы попадете в рай или в ад? Все 100% ответили: "конечно в рай". Причем ответил не просто так, а "конечно" - "о чем тут разговор? что за глупые вопросы?". В США проводился такой же опрос, 21% населения назвали себя святыми

2) русский человек всегда видит свою недостаточность. Не в том смысле, что он какой-то забитый или прочая - нет, он объективно, он серьезно, он трезво видит, что он, конечно, не тот кем бы он должен быть. Да, в моральном плане он видит, что он не тот. Даже о значительной массе не говорим. В принципе это наша натура еще ощущает эту святыню, которую христианство называет Богом, перед лицом которого мы понимаем, кто мы есть. Западный утерял это чувство.
В такой формулировке пункта 1 отсутствует явное указание на гордость, как главного отличия между русским и западным человеком. Пункт 2 тоже сформулирован несколько иначе, чем в предыдущей цитате. Кстати эта лекция тоже из сборника 2010-2011 гг.

Остальные лекции Осипова на тему различий между западноевропейским человеком и русским:

Видеозапись лекции из сборника 2008-2009 гг.:
«Отличия западного христианства от Православия» Часть I
http://tv-soyuz.ru/programms/lectures/lektsii-osipova/at15999
Лекцию читает Осипов Алексей Ильич, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

знания о духовном, мировоззрение, мысль моя

Previous post Next post
Up