Целью брака является взаимопомощь в духовной жизни.

Jun 23, 2011 12:29

Лекцию читает Осипов Алексей Ильич профессор Московской Духовной Академии и Семинарии
Видео:
http://tv-soyuz.ru/programms/lectures/lektsii-osipova/at16247
длительность: 58 мин 44 сек.

Целью брака является взаимопомощь в духовной жизни. Целью брака не является рождение детей.

[09:13] Многие, которые не сдерживают себя до брака, не сдерживают в мыслях, в чувствах, в различных проявлениях, еще хуже если не сдерживают себя в отношениях таких - они огрубляют свою душу, делают её эгоистичной. Это обычный процесс всё большего и большего развития эгоизма, и этот эгоизм в конце концов оборачивается крайне неприятной стороной - у него иссякает источник любви, который дается каждому человеку по природе. Приходилось встречать некоторых людей, и женщин, и мужчин, особенно женщин, которые говорят "хотела бы полюбить, но не могу"...[10:28] <...>[10:40]
Оказывается все неестественные проявления в жизни человека, особенно когда половые отношения добрачные, они очень сильно действуют на природу человека. И что самое, быть может, страшное, в духовном отношении, конечно, они необыкновенно развивают эгоизм. Целью человека вольно-невольно становится получение наслаждений, удовольствий и больше ничего. И даже вступая в брак он смотрит, он, она смотрят по сторонам. Нет этого единства. Очень важно, чтобы в психологии это отмечалось, что те, которые не зная никаких отношений до этого, которые действительно вступают в брак по любви, в первые т.с. изливают эту чашу любви на другого человека и взаимно получая тоже - эти созидают самый прочный брак. Тогда глаза не смотрят по сторонам, и смотреть не хочет человек, и сравнивать не будет никогда, он весь "здесь". Это очень важно. [11:53] <...>[12:09] Это обуславливается чистотой, которую человек сохранил до брака.  [12:19] <...>[13:04] Не хочешь себе зла - не разжигайся внутри, не создавай себе картин, не поддавайся этим мечтам и чувствам, если хочешь себе благо. [13:17] <...>[16:02] Блуд может носит телесный характер, а может носить, и является началом, и душевный характер, т.е. этот процесс может идти в самом человеке. И тогда может возникнуть то, о чем говорят святые: снаружи кажется цветущее древо зеленеющее, а внутри сгнило начисто. Снаружи чистый человек не замечен ни в чем, а на самом деле весь испорчен внутри. [16:41]

- Вот это всё про меня. Далее Осипов тоже говорит очень важные вещи, а именно отвечает на вопрос, что лучше - стремится к духовной жизни в браке (муж+жена), или в монашестве:
Вопрос из зала [21:40] :
В житие, по-моему, Пахомия Великого сказано, что к нему пришел некий старец, они помолчали, помолчали и разошлись. А потом сказано, что они пообщались. Понятно, святые люди общались в Боге. В чем же единение двух людей, двух подвижников? В чем же будет тогда различие мужа и жены и вот этих двух людей, если в браке только вот это духовное единение?
Осипов [22:04]:
Откуда Вы взяли, что только духовное? Я сказал, что основная устремленность должна быть сюда [показывает пальцем вверх //timotv], потому что это душевное и телесное, оно естественно уже присутствует. [22:17] <...> [22:41] Христианство говорит: если вы ограничитесь только этим [проводит по столу рукой, показывая этим низкий уровень сознания //timotv], то будете язычниками. Цель брака вот [показывает пальцем вверх //timotv] в чем состоит.
Вопрос из зала [22:50] :
Какая разница, тогда можно не жениться, а просто жить вдвоем и не иметь никаких отношений?
Осипов [22:55]:
Есть такие духовники, которые так себе запросто... видимо люди, жительство которых на небесах, наверное, а не на земле, советуют: живите как брат с сестрой. Только бы осталось ему ответить: дорогой батюшка, вот горяченькая сковородочка, правда очень раскаленная, сиди на ней, голубчик, сиди [Осипов улыбается, намекая т.о. на равносильность данного совета с советом некоторых духовников, приведенного выше //timotv] И всё... в чем дело? и достигай совершенства. [далее Осипов серьёзен //timotv] Только человек, который совершенно далек от этих вещей, не понимает ... Макарий Великий писал о таких [речь в данном случае о духовниках, близких к совершенству]: что есть некоторые души... которые по какой-то природе своей особенно чисты, просто даже не знают этого борения страстей. Ну встречаются такие просто, рождаются люди. К ним ни в коем случае нельзя ходить за советом. Такое посоветуют, что потом будешь прыгать... выше второго этажа. Но они, говорят, совершенно неопытные. Вот. Вот так. Вот так... [Осипов улыбается //timotv] Идеальные картинки... даже неидеальные - идеалистические картинки, они хотя и существуют, да, на бумаге, но в реальности это редчайший удел. Редчайший удел. Были такие случаи, были, и к этому люди могут прийти, состоящие в браке, могут прийти, но при условии действительно очень строгой христианской жизни. Прийти естественно(!), а не как нибуть, когда в человеке начинает действовать то о чем мы, к сожалению, меньше всего знаем - это мы, в духовной школе - да, о том, как может действовать благодать Божия в человеке. Угашает она вот это вот земное не потому, что это скверна... брак - это не скверна, сам Господь благословил его, своим присутствием. Нет!  А угашает вот то низшее, низшее состояние, которое присутствует. Вот это действие благодати Божией. Я думаю, что может быть, иногда переживаем и мы, если действительно как-то искренно подготовимся к причащению, то наверное замечали, что ослабевает всё, утихает это всё, не только эта страсть и другие, другие страсти. Какой-то мир даётся душе, хоть на некоторое небольшое время, мир от страстей, от страстных проявлений. Потому что человек то завидовал, а то вдруг совершенно спокойно смотрит... Жалко, что это не на долго... совершенно спокойно. Его нисколько не трогает это, не приносит ему страдания то, что другому человеку лучше. Представляете какого совершенства нужно достичь! "Ему хорошо и я не страдаю" - это ж невероятно просто. Да. Так и тоже самое в этом отношении - действие благодати - да, при правильной духовной жизни, да, это возможно. Если же мы находясь ни на первом этаже, а на этой земле сразу захотим прыгнуть на 10-й, то... ясно, что случается... Видишь молодого, летящего на небо - стащи  его за ноги на землю. Ты сначала увидеть себя, прежде чем решаться на ответственные шаги (кстати - монашество, но об этом может немножечко еще поговорим). Вот так. [26:38] Значит христианский взгляд на брак чем отличается?
Первое. Его целью. Цель его какая? Первая - самая элементарная, которую сказал апостол Павел: чтобы не пасть, в прямом смысле слова, не принести себе тяжелые раны, которые разрушает человека. Это т.с. самое элементарное условие отрицательного характера. Положительное - это взаимопомощь в духовной жизни. Взаимопомощь именно, а не что-нибудь, потому что здесь когда соприкасаются уже два характера - слышите (!) - два эгоизма (ибо в каждом из нас его полно), две гордости, два тщеславия, две лености - соприкасаются, и начинается... Кому помыть эту тарелку? Ну ка? ... Вот эти страсти вдруг соприкасаются, друг друга начинают колоть. Здесь при правильном христианском отношении создаются просто идеальные условия для достижения самого главного. Чего? Познания себя... Познание своей падшей природы, познание своих страстей, познание своей греховности, и отсюда постепенное приобретение христианского смирения. И вот тот, кто достигает этого, тот достигает спасения. Только этот человек достигает спасения, кто приходит к познанию себя. Брак в этом отношении, христианство говорит, является замечательным состоянием человека, замечательным. Поэтому, если хотите, промыслом Божием подавляющее большинство людей вступает в брак. [28:40] И монашество к этому призвано - к познанию себя. Там [в монашестве //timotv] ситуация несколько иного порядка. В той же степени, но не то. Но всё-таки это более отдаленное расстояние друг от друга, но и оно необходимо. И в монашестве это [познание себя? //timotv] требуется, но в браке особенно. И в этом смысле брак более тяжелое бремя, чем монашество. Об этом великолепно ... я не взял с собой... об этом, например говорит святитель Григорий Палома, об этом говорит замечательно Илларион Троицкий, об этом хорошо указывает Иоанн Крестьянкин... Многие из них говорят, что в монашество идут люди более слабые... Более слабые, которые не способны к перенесению вот этого груза семейной жизни. Интересно. Я когда впервые увидел это [мнения перечисленных подвижников //timotv] ... не ожидал, я думал наоборот. А они решительно утверждают, что монашествуют более слабые люди. Монашеский человек сразу не обременен массой тех моментов, которые приносят страдания, которые присутствуют в браке - скорби, скорби непрерывные. Помните, что писал апостол Павел: "хотел бы я, чтобы вы оставались как я" - так? помните? - "но, если не можете, вступайте в брак". А уж дальше что говорит! Дальше что говорит: "но жаль мне вас, будете иметь скорбь по плоти". Т.е. то окажется, по влечению чего вступает в это [в брак //timotv], но жалко мне вас, будете иметь скорбь по плоти. Это называется так, в переводе на русский национальный язык: за, что боролся - на то напоролся. Вот. [т.е. человек хотел материальных отношений с другим человеком - он их и получил //timotv] Поэтому брак, оказывается - это более тяжелая вещь и некоторые, это я знаю (вот уж поскольку со мной делились лично), некоторые прямо говорили: "я жениться не буду, это очень тяжело, лучше пойду в монашество" - и пошли. И пошли! Вот так. В неохристианстве ситуация другая. И поэтому тут очень важно обратить внимание на что? Христианство установило таинство брака, и тем самым подчеркнуло, что - вот все обращают внимание, что Бог благословляет... всё это: просим, молитвы... - да не просто благословляет, не просто молитвы... молимся мы и так (!) И "хлеб наш насущный даждь нам днесь...", и "на всяком деле..." - нет. Установлено специальное таинство брака. О чем говорящее? "Человек! Вот вы двое, ваша задача в жизни какая? [показывает пальцем вверх //timotv] - Помогать друг другу в духовной жизни." Духовной жизни! Помогать друг другу! - Это задача, это цель. Всё прочее является то, что должно способствовать этой цели [32:24] Способствовать как со стороны той, что не допускать каких-то грехов. так и с той, что помогать друг другу. Главное в чем? Еще раз повторяю, друзья мои, запомните, пожалуйста - в познании себя. Потому что это есть главная цель христианства. [32:40] Тот, кто не увидит своей поврежденности, своей страстности, своей греховности - повторяю, запомните, пожалуйста - тому не нужен Христос: "я и так хорош!", "мне нужен не Христос, а Анти... христ" - который "меня" будет награждать, давать "мне" все блага земные, а пообещает небесные. Вот [неразбочиво //timotv] мне нужен. Только человек, увидевший на сколько он поражен, на сколько искажена его природа, на сколько глубоко в нем сидят страсти, на сколько он бессилен искоренить их - только этот человек способен обратиться ко Христу, т.е. спасителю. Вот кому нужен спаситель. Брак в этом отношении, при правильном понимании его, понимании цели его, желании христианской жизни - великолепное средство! Даёт возможность познать себя ... Ой! - Лучше не придумаешь, об этом вам скажут все, состоящие в браке. Вот так. [33:52]
Вопрос из зала [33:53] :
А почему мало святых, которые находятся в браке, по сравнению с монашествующими? И почему в браке, как мы видим, только монашествующие достигают совершенства ? А как бы получается в семье... ну ... нет таких высоких духовных состояний и так далее ?
Осипов [34:10]:
Слушайте, а я вам не читал лекцию о святости разве? О трех ступенях. Я же вам говорил: первая ступень какая? Человек как разбойник, ничего не сделал, но от всей души осознал, увидел себя, смирился, покаялся пред Богом. Никаких добродетелей у этого бандита не было. Какие там добродетели! Покаялся! Вторая ступень, я вам повторяю, это жизнь такая... ну, нормальная, христианская... добродетельная, т.е. вот это... нравственная! Когда он исполняет церковные предписания, не нарушает норм нравственной жизни, но еще страсти все в нем живут. Третья ступень, которая подлинно святость - это когда человек достигает такого уже смирения, такого познания себя, которого ни один грешник, конечно, не имеет. Такого смирения, при котором Бог может войти в душу его и угашать, и истреблять, и искоренять страсти. В этом состоянии, которое церковь и называет святостью, в этом состоянии даже сам тело его меняется, сам облик меняется. Часто такие люди дары имеют - прозорливости, чудотворения и т.д. Святость - это освобождение от страстей. Потому церковь и именует только тех ... Где можно достичь этого освобождения от страстей? Очень сомнительно, чтоб мы вращаясь вот в этой  "гуще жизни"  достигали освобождения от страстей. Потому церковь констатирует только факт и всё. Это вот не потому что в церкви есть какая-то симпатия в монашестве, да, и пытается поднять - нет. Попробуй. Попробуй. [36:21] Вот мы все же живём в этих условиях, попробуй, попробуй: "я очень хороший человек, только тронь меня - и как ёжик я вас вррр! -  всех уколю! Всеми своими иглами, и сразу увидите какой святости я достиг " - вот в чем дело. [36:35] Это самая простая вещь, святости можно достичь только, увы/не увы, т.е. не знаю - увы/не увы, только отключившись от всего этого, от всей этой суеты. Не удивляйтесь вы этому! Кто достигал совершенства, играя на скрипке? На фортепьяно? Кто достигал мастерства в художестве? Кто достигал мастерства в любом виде искусства, спорта, кто? Который полностью отдавал себя этому - не ужели не понятно? Понятно. Как только касается христианской жизни - "не понимаю".  [улыбается //timotv] Да, и здесь  [в христианстве //timotv] человек может достичь духовного совершенства, или святости тот, кто весь отдастся этому. А для этого надо, действительно, чтобы семьи не было, потому что, все знаем, сколько забот, сколько дел, сколько трудов, сколько... много, много, многоточие. Ум уходит куда? Не возможно очистить ум, когда он занять всякой всячиной. И в мирской жизни, когда я занят посторонними делами я не достигну совершенства в том, в чем хочу достигнуть. Спортсмен, который занимается раз в неделю, да, только - ничего не достигнет. Они бедные... Вот недавно вез меня один, да... на машине, и порассказал мне: какие тренировки, боже мой, ужас! Он говорит: все же мы кончаем инвалидами. Перегрузки страшные! Перегрузки... Прежде всего на сердце. Невероятные нагрузки. И той большой группы, которая сначала подбирается, небольшое только число остается в команде, у которых сердца, уж не знаю на сколько уже сильные! Потому что страшные перегрузки. Сейчас, когда уровни достижения стали ... они уже запредельные для человеческих возможностей уже сейчас. Вот эти поднятие штанг, скорость бега... [39:03]

Далее Осипов кратко излагает понятие греха в православие и в очередной раз подчеркивает, что грех - это рана, которую мы наносим себе сами, грех - это не наказание Бога за то, что мы не выполняем законы Божьи. Транскрибирование этого участка видео лекции я не делал.

После этого Осипов рассматривает такие понятия как первородная поврежденность и родовая порча (поврежденность/ родовой грех):
[45:53] Различия между первородной поврежденностью (изначальной порчей - как это говорил Макарий Великий /первородным грехом - у богословов) и родовой порчей(поврежденностью/ родовым грехом) Первородное повреждение (ПП - термин Василия Великого) - смертность, леность и страстность, т.е. болезненность нашей природы, уязвимость её для страдания. Это поврежденность первородная, всеобщая. А главное. ниодин человек ничего не может сделать с этой поврежденностью. Родовая поврежденность (РП) обусловлена грехами своих предков. РП - это особенно выделяющийся грех, свойственный тому или иному роду/народу. Все мы рождаемся с семенами страстей, всех страстей без исключения. Второе отличие: если ПП не истребима, ничего не можем сделать, то РП может быть преодалена при правельной духовной жизни. И мы это видим на примере святых людей, как страсти побеждаются, угашаются. [51:31]Третье отличие: речь идет о Боговоплощении, одном из основополагающем догматов христианства. Господь принял естество человеческое смертное, тленное и уязвимое для всех страданий, болей и смертей, но без РП. Он был чист от семян страстей, с которыми рождаемся все мы. Это было необходимо. Что это была бы за жертва, которая ... который сам наполнен страстями? Он был чист от этого. В силу чего же он был чист? От Духа свята и пренепорочной девы Марии родился. Чистейший из человечества, вот как учит церковь. У неё самой [у девы Марии //timotv] это уже был чистейший сосуд, который только может быть в земных условиях. И второе, от Духа Свята, особым действием Духа Святого, т.е. был прекращен вот этот процесс передачи родовых(наследственных) болезней. Болезней. Страсть - это болезнь. Прекращен был тот процесс. Воэ то очень важно. [53:15] Во Христе не было страстей. Поэтому задают вопрос, а было ли у Христа то... другое ... Отвечаем - нет. Как это может быть? Да даже святые достигали бесстрастия. Даже они, которые, конечно, были не столь совершенны, как Христос. Даже у них мы видим, когда эта страсть порабощалась. Тем более во Христе. Так что он был нормальным человеком, настоящим человеком, но родовой порвежденности в нем не было. Вот это очень важно для понимания богочеловечества Христа. [54:04] И скажу вам так: если бы Христос в воплощении сам исцелил эту природу, уже исцелил, тогда крест был бы не нужен. Поэтому утверждение о том, что Христос в боговоплощении принял непорочную природу первозданного Адама является ничем иным, как крестоборчеством. Тогда обессмысливает крест Христов, уж не говоря о том, что и само Воскресение тогда непонятно - что же воскресает, если он принял перводанную природу Адама, которая и так была бессмертна. Что же это тогда получается? Воскресать нечему было. Важнейший догмат христианства Воскресение полностью рассыпается... Вот так. [55:09] <...> [55:19] Это очень важно, друзья мои, понять - первородное, родовое повреждение, которые отличаются друг от друга видите какими... какими параметрами... Вот так.[55:30]
- в этой же части лекции Осипов рассказывает о сути миссии Христа, о смысле его страданий. Перескажу своими словами...
Христос, как богочеловек, родился, как и все люди, с первородными грехами, а затем искупил эти грехи собственными страданиями, окончившимися на кресте. Христос не мог родиться непорочным (Осипов приводит пример Адама), ведь смысл миссии Христа - показать людям путь к спасению. Более того, Христос искупил все грехи свои, т.е. человеческие, первородные, именно страданиями, а не избавился от них каким-либо чудесным, Божественным исцелением. Если бы он исцелил себя и привел душу свою к первозданной чистоте, то смысл мучений Христа пропал.

родителям, эгоизм, деградация общества/человека, православие, брак (М+Ж), знания о духовном, самопознание, Иисус Христос

Previous post Next post
Up