Ничто так не снимает сонливость, как чашечка крепкого,
сладкого, горячего кофе, пролитая на живот.
Народная примета
Подвигов, кои, согласно общественному мнению, совершил Петр Алексеевич, царь и князь всея Руси, несметное количество. Недаром же его прозвали Великим, думает общественное мнение и начинает валить на него все достижения Земли Русской за многие сотни лет. В великих битвах между петрофилами и петрофобами до сих пор пытается родится истина, кто же он на самом деле: Великий Реформатор или просто Человек, Которому Все Случайно Удалось? Если бы не досадная разница в несколько веков, то Петру I вполне могли приписать и Крещение Руси, не то что какой-то кофе! Не сильно удивлюсь, увидев скоро в какой-нибудь "желтой" газетке статью "Интернет изобрел Петр I"...
На самом деле еще в "Повести временных лет" в начале XII века монах Нестор упоминает, что киевский князь Владимир Святославович часто употреблял напиток, называемый "кава". И большинство исследователей склоняются к тому, что речь шла именно о кофе. В конце концов, почему бы и нет? В это время в мире уже о кофе знали, по морям плавать умели, заморские товары в Россию ввозили...
Но дальше вплоть до XVII века в дошедших до нас документах о кофе было упомянуто лишь один раз. Рецепт, выписанный лекарем царю Алексею Михайловичу (1665 год), гласил: "Вареное кофе, персиянами и турками знаемое, и обычно после обеда принимаемое, изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений". Это означает, что к тому времени кофе уже на Руси знали и употребляли.
Напомню, что Петр Первый родится только через 10 лет.
"Превосходное средство против чесотки..."
Но широкое распространение в России кофе действительно получил с легкой руки Петра, и это истинная правда. Первый российский император, посетив в 1697 году Голландию и пожив в доме торговца и бургомистра Амстердама, пристрастился к кофе. И неплохо так пристрастился!
Напиток тогда продавали в аптеках и приписывали ему совершенно чудесные свойства: "...осушает любой насморк и излечивает простуду, избавляет от ветров, укрепляет печень, благодаря своим очищающим свойствам облегчает страдания больных водянкой; превосходное средство против чесотки и порчи крови; облегчает сердце и жизненно важное биение такового, приносит облегчение страдающим болями в желудке и отсутствием аппетита; и равным же образом хорош от мозговых недомоганий вследствие холода, сырости и тяжести. Пар, который от него исходит, хорош против слезящихся глаз и шума в ушах; он отличное средство от одышки, от мокроты, от болей в селезенке, против глистов и приносит чрезвычайное облегчение после того, как слишком много выпьешь или съешь."
Не правда ли, напоминает эликсир вечной молодости и панацею от всего на свете? Специально цитирую полностью, чтобы объяснить, почему все члены Великого Посольства Петра в Европе и кавалеры свиты купили себе небольшие партии кофейных зерен.
Петр, вернувшийся "из европ" был так очарован этим напитком, что издал указ, приказывающий подавать кофе на своих ассамблеях. А позже его стали предлагать даже при входе в Кунсткамеру.
"Царь-батюшка приказал кофию пить"
- Царь-батюшка приказал кофию пить.
- Не могу, маманя, горько!
- Пей, олух!
Бояре плевались, скрипели зубами, но ослушаться царя не смели, и кофе пили. А церковь встала на дыбы. Она и так-то давно косилась на ломающего привычный уклад Петра, а тут мало того, что "боярам бороды брить", так еще и пить этот богопротивный черный напиток, не одобренный церковным Патриархом???
По храмам запелись антикофейные мантры: "Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи", "Кто пьет чай, отчаявается от Бога, кто пьет кофе − налагает ков на Христа" и так далее. Пропаганда возврата к древним обычаям и проклятия "европейских иродов" прокатилась по церквям всей страны. Народ, привыкший верить церковникам, стал коситься на Петра.
Но надо отдать тому должное. Где кулаком, где хитростью, где силой своего авторитета, он это сопротивление все-таки подавил. Русь стала потихоньку двигаться в сторону "просвещенной Европы".
И уже в 1730 году Антиох Кантемир, русский поэт-сатирик и дипломат, описывая быт рядовых дворян, упоминает "пойло, что шлет Индия". И поясняет: "Лучший кофе приходит из Аравии, но и во всех Индиях тот овощ обилен..."
Император-провокатор
На самом деле Петр Первый сделал гораздо больше, чем просто приучил Россию к заморскому напитку. Он фактически спровоцировал его распространение как минимум во всей Европе!
Дело в том, что в промышленных масштабах кофе до XVIII века в Европе не продавали. Так, отдельные, небольшие (и о-о-очень дорогие!) гомеопатические партии кофейных зерен для самых богатых людей (хоть того же мэра Амстердама)...
А Петр любил иногда внезапно появиться на пороге дома какого-нибудь боярина и потребовать сварить себе кофе. Бояре были готовы выложить какие угодно деньги, лишь бы не навлечь на себя гнев непредсказуемого правителя.
И когда русские стали покупать кофе в Голландии регулярно, европейские купцы задумались.
Первая крупная партия кофейных зерен пришла Голландию с острова Ява в 1719 году. За год до этого голландские плантаторы наладили производство кофе в Южной Америке. В 1722 году первые более-менее промышленные партии получили французы на Мартинике и англичане на Ямайке. Только с этого времени цены на кофейные зерна начали падать.
Первый кофейный дом в России был открыт в 1740 году под личным патронажем императрицы Анны Иоанновны. Императрица была известна как горячая поклонница кофе. Каждое утро ей в постель подавали чашечку крепкого горячего напитка.
Еще более сильной любовью к кофе отличилась Екатерина II, причем ее пристрастия в этой области были довольно своеобразны. Чтобы сварить для нее пять чашек, придворные повара использовали 400 г молотых зерен − менее крепкий она просто не признавала. Зато после этого императрица весь день была бодрой и активной. Может быть, именно в кофе заключается секрет ее неуемной энергии?
Говорят, что однажды с докладом к Екатерине II пришел ее секретарь Яков Козьмин. На улице был сильный мороз, и секретарь заметно продрог. Императрица пожалела секретаря и пожаловала ему чашечку кофе со своего стола. Напиток оказался настолько крепким для секретарского организма, что у Козьмина началось сильное сердцебиение. Бедолагу едва откачали.
А в это время в стране...
Народ же, в отличие от своих правителей, кофе не любил, и эта нелюбовь держалась вплоть до войны 1812 года. Однако, после нее ситуация поменялась. Русские войска, освобождая Европу от французов, увидели, что там кофе с удовольствием пьет даже простой народ. И задумались. После возвращения наших войск на родину, кофе начал приобретать популярность. Офицеры, демонстрируя свою "просвещенность", заказывали "кофий". Вскоре его стали подавать на светских приемах и балах. Повсеместно открывались кофейни, а в некоторых городах даже появились общества, способствующие распространению этого напитка. В Москве и Петербурге в кругах художников, литераторов и театралов стало модным собираться в кафе, за чашечкой горячего кофе обсуждая злободневные темы. В конце XVIII века статьи, восхваляющие кофе, появились в таких популярных изданиях, как "Экономический магазин" и "Всеобщее и полное домоводство".
Правда, русские далеко не сразу овладели правильным способом приготовления напитка. Одно время, например, было принято кофейную массу варить несколько раз − люди почему-то думали, что напиток полученный из повторно сваренной кофейной гущи, вкуснее, чем сам кофе. Однако, продавцы кофе, озабоченные увеличением продаж, это заблуждение быстро похоронили.
В XIX веке кофе пили уже в каждом доме, да не по одному разу в день. Домашние слуги, нанимаясь на работу, отдельно оговаривали так называемое "кофейное довольство" − фунт кофейного зерна в месяц. Кроме того, шустрые слуги не упускали возможности приложиться и к хозяйскому кофе.
В истории российского кофе важной вехой оказалась международная выставка садоводства в Петербурге, проходившая весной 1884 года. Выставку почтили своим присутствием бразильские фермеры, которые привезли около 1000 сортов кофе и смогли заключить немало контрактов на его поставку.
Реклама кофе в журнале "Огонек"
Это увеличило продажи кофе по всей стране. Если до выставки в Россию официально ввозилось около 8 тонн в год, то уже в начале XX века эта цифра выросла в полтора раза − до 12 тонн. Правда, цены на него опускать никто не стал. Как был кофе символом роскоши, так и оставался им до самой Великой Октябрьской социалистической революции.
В период смутных лет после революции о кофе практически забыли. НЭП начал было возрождать традиции утреннего кофепития и рекламировать этот напиток, но это продлилось недолго. "Кофий" негласно стал считаться буржуазным, и на тех, кто его пил, власть смотрела косо. И даже серия рассказов "Ленин и кофе" (менее известная, чем "Ленин и дети") не спасла "росу бодрости".
"Первосортные, отборные желуди"
После Великой Отечественной войны он снова начал возвращаться в дома граждан Советского Союза. Хрущевская оттепель еще более смягчила нравы и разрешила его свободную продажу. Правда, и тогда, и позже он оставался продуктом дефицитным.
Поэтому и появились в стране странные мутации в виде кофе "Наша марка" ("молотого натурального кофе 35%, желудей молотых - 25%, каштанов - 10%, цикория - 30%"). Или ячменного кофе (80% ячменя, 20% цикория). Или даже желудевый кофе ("содержит только молотые первосортные, отборные желуди!").
До 1991 года импортом кофейных зерен и молотого кофе в СССР по госзаказу занимался "Союзплодоимпорт". В основном это был колумбийский, среднего качества, зато недорогой. А потом в нашей кофейной истории наступил хаос, волны которого вынесли к российскому потребителю множество марок растворимого кофе. Конечно, зерновой тоже продавался, но он был дороже и частенько поставлялся в Россию по принципу "чего остальные страны не взяли".
Любители кофе, "наевшись" подделками, некондициями и просто некачественными поставками якобы "настоящего кофе", стали переходить на растворимый. Может, именно поэтому по недавним опросам, около 70% российских любителей кофе пьют именно его?
А может просто потому, что ритм современной жизни все ускоряется, и на полноценное наслаждение чашечкой хорошего кофе уже не остается времени...
Тем не менее, любителей зернового кофе в России хватает. Кто-то покупает уже молотый, кто-то − в зернах, кто-то варит в кофеварках, кто-то − в турках... И по многим домам и квартирам утром разносится дурманящий запах крепкого свежезаваренного кофе.
Написано специально для проекта
ИнПинто.