Jan 14, 2030 00:31
Уважаемые читатели блога, друзья,
Приглашаю вас в комментах под этим постом задавать вопросы. Попробую ответить на любые ваши вопросы про тайны Республики, если не про тайны, или не Республики, а вообще про Рим, то готов просто поговорить. :) Быстрых ответов не обещаю, но рано или поздно постараюсь на ответить.
Древний Рим
Leave a comment
Спасибо! Рад, что понятно.
Вы знаете, вот не вижу я такого большого Египта, моими методами вижу как властные группы живут и действуют последовательно в Риме - лет 10-20, в Египте - в течение правления одного царя. Потом всё меняется, если преемственность есть, она слабая и сомнительная. У меня даже вон в Риме в преемственности между группами в составе отцов и детей из тех же аристократических семей есть сомнения, что я ее не придумываю, какие-там столетия...
Ну вот давайте возьмем один пример - Египет после римского завоевания. Я в упор не вижу, где могла скрыться и продолжать себя высшая египетская элита Птолемеев, по-моему она просто погибла, рассеялась с концом царства. Что бы ДЕГ ни говорил, ну нет, не видно у Августа в окружении никаких египтян, ни явных, ни тайных, ни прячущихся под чужим именем по-моему, там все известны и все на свету (ну допустим, происхождение Агриппы и Мецената максимально непонятное и они чем-то похожи на внезапных гениев Сципиона и ко, но какие из них засланцы из Египта, с их-то римскими, извините, мордами (я в широком смысле слова, поведение, жизненная стратегия и пр)). Единственный влиятельный восточный человек в его окружении - Николай Дамасский, но это чёрте-кто, извините, и уж всяко не египтянин.
Потом, вы же знаете, что Август полностью снес социалистическую птолемеевскую безденежную экономику туземного Египта, монетизировал её, приватизировал землю и ввёл "капитализм" (там даже сеть обменников возникла и расцвела, ка у нас в 90-е). За что могла уцепиться старая элита - за храмы? Ну, они остались, конечно, но где люди оттуда в политике империи (да даже только Египта) Августа, Тиберия... Конечно, новая и сильная восточная элита появляется, уже явно при Нероне, а уж при Антонинах вообще заруливает. Но она, там где её можно проследить именно от восточных корней, происходит так сказать от "млекопитающих" (если сравнивать Птолемеев и Селевкидов с динозаврами), каких-то жалких деревенских князьков и вождей 1 века до нэ, над которыми все угорали (тот же Сампсикерам Эмесский, типапредок Элагабала, которого с таким пафосом вытащил ДЕГ, это во времена Клеопатры что-то типа, я не знаю, Бокассы, Помпея в Риме дразнили Сампсикерамом, типа, покоритель папуасов, или Беренициан, потомок Ирода, ну да, но Ирод это один из тех сапожников и пирожников, на которых заменял старые восточные династии Антоний). В общем, можно как угодно это конструировать, мне кажется, - хоть по-марксистски считать, что сильные экономики больших регионов каждый раз воспроизводили высшие классы, которые, опираясь на них, занимали высокое место в международной политике, хоть как palaman что политикой управляют демоны, которые бессмертны и настолько превосходят людей, что могут строить и исполнять 100 и 1000-летние планы, но чем больше я занимаюсь конспирологией, тем меньше верю, что сами властные группы на такое способны.
Reply
Основная слабость властной группировки - она основана на личных связях, которые умирают вместе с личностью. Преемственность Власти - нетривиальный феномен. Сравнительно легко родить и воспитать наследника, но как передать ему Власть? Как передать ему доверие верных людей? И как верным людям внушить доверие к наследнику? Это проблема не только королей, но и каждого человека Власти. Я поставил этот вопрос в заметке Крэб, Гойл и главная тайна аристократии (загадка)a> и дал на него ответ в заметке Крэб, Гойл и главная тайна аристократии (разгадка). Из этого ответа вытекает особая роль аристократии и неизбежность разрушения преемственности Власти при крушении аристократии.
Reply
Вот Лелий у Цицерона ("Лелий, или о дружбе") обучает тому же правилу, о котором вы пишете в "разгадке":
Но самое важное - в дружбе быть на равной ноге с нижестоящим. Ведь часто встречаются люди выдающиеся, каким в нашем, я бы сказал, «стаде» был Сципион. И вот, он никогда не ставил себя ни выше Фила, ни выше Рупилия, ни выше Муммия, ни выше друзей, более скромных по положению. Что касается его брата Квинта Максима, мужа, несомненно, выдающегося, но ему далеко не равного, то Сципион почитал его как вышестоящего, так как тот был старше. Сципион хотел, чтобы его близкие благодаря ему могли занимать более высокое положение.
(70) Вот что все должны делать и вот чему подражать: если они достигли какого-то превосходства в доблести, в уме, в богатстве, то они должны делиться этим с родными, приобщать к этому своих близких; например, если их родители - люди скромного положения, если их родственники - люди недалекие или малосостоятельные, то надо увеличивать их достаток, содействовать их избранию на магистратуры и достижению ими высокого положения. Например, в сказаниях люди, которые некоторое время были в рабстве, так как их предки и происхождение не были известны, а после того, как их узнавали и они оказывались сыновьями богов или царей, все-таки сохраняли привязанность к пастухам, которых они в течение многих лет считали своими отцами. Это, конечно, во много большей мере надо делать по отношению к действительным и истинным отцам. Ведь плоды ума, доблести и всяческого превосходства получаешь в наибольшей мере тогда, когда приобщаешь к этим благам всех своих самых близких людей.
(XX, 71) Следовательно, как люди, в тесных отношениях дружбы и родства занимающие более высокое положение, должны равняться по людям нижестоящим, так эти последние не должны страдать от того, что их близкие превосходят их умом, или богатством, или высоким положением. Большинство же таких людей высказывает всегда либо какие-то жалобы, либо даже упреки, особенно если они могут похвалиться тем, что совершили нечто во исполнение своего долга, дружески и с затратой труда. Право, достойная ненависти порода людей, упрекающих за оказанные ими услуги! Эти услуги должен помнить тот, кому они были оказаны, и о них не должен напоминать тот, кто их оказал.
(72) Поэтому как люди, занимающие более высокое положение, в дружбе должны снисходить, так они должны каким-то образом возвышать людей, занимающих более низкое положение. Ведь находятся люди, делающие дружеские отношения тягостными, так как думают, что ими пренебрегают; правда, это случается только с теми, кто сам считает себя действительно заслуживающим пренебрежения; их надо отвлекать от таких мыслей не только словами, но и поступками.
Reply
Не сближаться с людьми низкого положения, но если сблизился в силу тех или иных причин, то возвышать их.
Reply
Leave a comment