Продолжаем расплетать клубок римско-египетских отношений во 2 веке до нэ. К сожалению, известно об этом времени мало, а клубок очень запутанный, так что, боюсь, точно понять, что происходило, не получится. Но на некоторые сюжеты - ниточки посмотреть можно.
Марк Порций Катон Цензорий создал римскую республику в том виде, в котором мы ее знаем. В 187-184 он возглавил оппозицию и разгромил и сверг клику Сципионов. А после этого до самой смерти в 149 году был фактически главой государства, возглавляя ведущую правящую группировку.
После 184 года, цензуры Катона, он не занимал магистратур, так что современные историки обычно на этом фактически заканчивают описание политической деятельности Катона (
вот как например Квашнин в книге «Государственная и правовая деятельность Катона Старшего»). Ну это как если бы описание политической деятельности Сталина заканчивать 1929 годом.
Катон заложил традицию управления Республикой без формальной власти, силой авторитета и власти неформальной - над правящей группой.
Цицерон в своем «Государстве» от имени Сципиона Эмилиана говорит: "Противопоставим Тарквинию другого мужа - хорошего, мудрого и искушенного во всем том, что касается пользы и достоинства граждан, и как бы опекуна и управителя государства. Ведь именно так следует называть всякого, кто будет «правителем и кормчим» государства. Умейте распознать такого мужа; ведь именно он, умом своим и деятельностью, способен охранять государство".
Увы, современная история античности не умеет распознать в 183-149 время верховенства Катона в Риме, его дела и его политику. Так что придется это делать нам с вами, конспирологически.
Катон много написал, в том числе и о политике. К сожалению, из его книг и речей (не считая мелких обрывков) до нас дошел только сборник полезных советов «О земледелии».
В ней собраны рекомендации, например, вот такие:
"Смоковницы, маслины, яблони, груши и лозы следует прививать в новолуние, с полудня, если нет южного ветра. Для прививки виноградной лозы есть два срока: один весной, другой, когда цветет виноград. Первый - наилучший. Прививка груш и яблонь бывает весной; летом - в течение 50 дней около солнцестояния и во время уборки винограда. Прививка маслины и смоковниц бывает весной.
Виноградную лозу прививай так: обрежь ту, которую будешь прививать, и расщепи ее пополам через сердцевину. Всунь сюда очень острый черенок. Прививая, прикладывай сердцевину к сердцевине. Другой способ прививки такой: если лоза касается лозы, то заостри на обеих по молоденькой лозинке косым срезом и свяжи их лыком вместе, сердцевиной к сердцевине. Третий способ прививки такой: продырявь сверлом лозу, которую будешь прививать, и всунь туда до самой сердцевины два наискось срезанных виноградных черенка любого сорта: сделай так, чтобы сердцевина плотно пришлась к сердцевине и всовывай их в просверленное отверстие с обеих сторон. Черенки эти делай в 2 фута длиной; опусти их в землю, отогни назад к верхушке лозы; ту часть лозы, которая оказалась между ними, притяни к земле и прикрой землей. Во всех случаях пользуйся замазкой из вымешанной глины; обвязывай и прикрывай таким же образом, как и маслины".
Казалось бы, о политике и власти в книге ничего нет. Однако... Вы, наверное подумали, особенно после историй про греческие секретные революционные книги в прошлой части, что меня что-то уж совсем далеко повело и что я сейчас начну доказывать что у «Земледелия» была тайная политическая часть. Нет, конечно (а жаль!). Но всё-таки я думаю, что Катон, пока писал такие главы, как та, что выше, думал и о политике. В этом эссе я приглашаю вас посмотреть на «привой» как способ создания политических групп в Римской Республике.
Итак, между 187 и 184 годом политическая группа во главе со Сципионом, доминировавшая в Риме с 200 года, была отстранена от власти группой политиков-патриотов во главе с Катоном. Ядро группы Сципиона, как вы помните
по 8 главе эссе о нем составляли четыре человека сам Луций Корнелий Сципион Африканский и тройка Марк Корнелий Цетег, Квинт Цецилий Метелл и Публий Лициний Красс, все такие же выдающиеся личности как их лидер. Цетег умер в 196, когда Катон и его друзья в первый раз пытались перехватить власть у Сципиона и компании, Сципион и Красс дружно умерли в 183, сразу после потери власти (когда-то вскоре после этого умер и младший брат Сципиона, Луций Сципион Азиатский), только Метелл как-то в это время уцелел.
Но, конечно, клан Сципионов не погиб. Осуждения и, предположительно, тайные репрессии затронули только лично братьев, ни их дети, ни родственники не пострадали. Старшим в роду остался Сципион Назика, двоюродный брат Африканского, тот самый, которого сенат выбрал в 204 году наилучшим гражданином Рима, достойным встреть Черный камень Матери богов. После падения братьев отчасти восстановилась (в уменьшившемся виде, без Помпониев и Папириев), группа Эмилиев-Корнелиев, которую вы можете помнить
отсюда. Сципионы сохранили семейные связи и, конечно, политический союз с семьей Эмилиев Павлов, потомков консула 216 года, погибшего при Каннах. Его сын, Луций Эмилий Павл, сумел даже после падения Сципионов, хотя и с большим трудом и после нескольких неудачных попыток добиться избрания консулом в 182 году и получил триумф за победы после консульства.
И Эмилии Павлы, и Корнелии Сципионы оставались и дальше, в 170-х одними из самых известных, знатных, уважаемых и амбициозных нобильских семейств Республики. Выросло новое поколение, претендовавшее на власть и положение не ниже чем у отцов. Но... им что-то всё время мешало.
Посмотрите на вот эту схему. Желтым (пока оставим этот цвет за Сципионами) выделены живые в 170-е люди стрелка - связь отец-сын/дочь, две черты - брак.
Итак, в 170-е консульства достиг единственный Сципион - Гиспалл. Правда, сразу после вступления в должность, как только он по жребию получил право руководить консульскими выборами на следующий год, Гиспалл неудачно упал с коня и вскоре умер.
Триумфатор Луций Эмилий Павл пытался в 170-е добиться второго консульства, но вот беда, безуспешно, и «посвятил себя воспитанию детей».
Двое Сципионов сумели стать преторами - в 174 младший сын Африканского и в 176 дальний родственник Сципион Малугинский. Но в 174 году цензоры изгнали их из сената, после чего ни об одном из них больше ничего не известно.
Сципион Назика-старший после консульства в 190 с его-то знатностью и достоинством должен был, конечно, стать цензором. В 180-х он дважды потерпел поражение на выборах в цензоры, в 170-е нет сведений что он даже выставлял свою кандидатуру на выборах, и, кроме одного исключения в 171 году, не получал никаких назначений или специальных должностей. Судя по тому, что в 171 он все-таки поучаствовал в судебной комиссии дело, похоже, не в его старости.
Сципион Назика Коркул, его сын, как-то почему-то не достиг, насколько нам известно, в 170-е ни одной магистратуры. То есть судя по тому, что эдилом он был избран в 169, когда-то незадолго до этого, эдак в 172, он должен был избраться в квесторы. Но для 37-летнего, на 170 год, дяденьки квестура - это какой-то позор, к этому возрасту нобили в те времена уже в консулы выдвигались.
Старший сын Сципиона, Публий, прямой наследник отца, «унаследовавший его великий дух», как говорит Цицерон, такое несчастье, был ужасно, ужасно нездоров (Какое хрупкое здоровье было у него! Вернее, он был вообще лишен его, причитает Марк Туллий). Правда, был прекрасным оратором, на произнесение речей здоровья, кажется, ему хватало. Но вот на участие в государственных делах - увы!
Наконец, сын Сципиона Азиатского стал квестором в 167, о годе его рождения сведений нет, только о том, что он умер в 33 года, но, судя по годам жизни его отца не исключено, что в квесторы он был избран не в 27 (возраст допуска эту на первую выборную должность), а уже будучи постарше. Но, может, он все-таки был поздним ребенком.
На схеме я для вас смерть отметил прямым крестом, изгнание из сената (смерть политическую) - косым, остановку политической карьеры - косой чертой, антиполитическую болезнь - клином.
Тут, я думаю, даже и не нужно быть конспирологом, чтобы увидеть в этом не случайности (7 из 8, нифига себе случайность), а железную и неумолимую систему. Кто-то строго и методично следил, чтобы родовое древо Сципионов-Эмилиев не росло, обрезал одни ветви, пригибал к земле другие. Кто же это был?
Два имени у нас есть - в 174 году двоих Сципионов изгнали из сената цензоры Квинт Фульвий Флакк и Авл Постумий Альбин.
Квинт Фульвий Флакк - сын Квинта Фульвия Флакка, четырехкратного консула, союзника Фабия во время войны с Ганнибалом, еще в 204 он вместе с Фабием пытался не допустить похода Сципиона в Африку. Сын Авла Постумия Альбина, претор, в 156 по просьбе Катона ускоренно выпроводил из Рима афинское философское посольство.
Итак, Сципионов в 170-е подавляла и репрессировала та же «партия Катона», которая разгромила их в 180е (некоторые подробности мы с вами ещё посмотрим ниже).
В 215-206 группа во главе с Квинтом Фабием Максимом Кунктатором буквально в последний момент, использовав случайный шанс, представившийся из-за неудачно разыгранных каннских поддавков, перехватила власть у Корнелиев и капаунскй группы, которые уже почти привели Республику к поражению. В группу входили сам Фабий, «меч Рима» Марк Клавдий Марцелл, Тиберий Семпроний Гракх и Квинт Фульвий Флакк (ещё Валерии Флакки, у которых на тот момент не было равного по силам и авторитету представителя). Они не очень эффективно но упорно вели войну, удерживали власть не стесняясь в средствах, выдержали тайную войну с капуанцами и уничтожили Капую и продержались до получения решающей помощи от Птолемеев, которая сделала возможной решительную победу над Карфагеном.
Группа эта не была семейным союзом, как у Корнелиев или капуанцев. Семейные связи с другими политиками и свои «вассалы» по Щеглову-Хазину были, наверное, у каждого из четверки. Но в назначениях на главные и важные должности и направления они явно руководствовались не степенью родства, а надежностью и компетентностью. Фабий, например, в 214 вмешался в выборы и силой заставил Тита Отацилия, брата Марцелла и мужа племянницы Фабия, отказаться от консульства, сочтя его непригодным для высшего командования. Я предполагаю, что союз между ними был в своей основе идейным, основанным на общих ценностях и программе и взаимных клятвах. Еще очень вероятно, что все они были членами закрытого религиозного «ордена», скорее всего, пифагорейского, но какие-то конкретные факты, подтверждающие это хотя бы косвенно, я вам сейчас выложить не готов. Молодой незнатный Катон, выдвинувшийся под покровительством Валерия Флакка, уже в 205 как квестор разоблачая и обвиняя Сципиона явно действовал как младший участник этой группы.
И уже во главе с Катоном дети и внуки тех великих политиков действуют совместно и в 196-195, когда они в первый раз ненадолго перехватили власть у Сципиона и со 187, когда они Сципиона свергают. Теперь уже не с Фабием, а с Катоном Марцелл - сын великого Марцелла, а потом Марцелл - внук, Валерий Флакк, Фульви Флакки...
Я бы тут хотел отдельно (я хотел коротко, но, боюсь, не получилось) посмотреть на историю с Тиберием Гракхом и Сципионом, произошедшую в 184 году (все события свержения Сципионов изложены древними историками в нескольких категорически несводимых версиях, приходится что-то выбирать а что-то отбрасывать, здесь примем версию Валерия Анциата, дошедшую через Геллия).
Итак, 184 год, в результате долгих и сложных разбирательств в сенате и судах братья Сципионы полностью политически разгромлены, они не смогли защититься от обвинения в краже части военной добычи на войне с Антиохом, Луций Сципион, формальный командующий (фактический - Публий), признан виновным в расхищении государственных денег из имущества Антиоха, и поскольку он не представил поручителей, его уже отправили в тюрьму (Геллий).
И тут 36-летний народный трибун Тиберий Семпроний Гракх, отец Тиберия и Гая Гракхов, бывший из-за многочисленных разногласий по государственным вопросам злейшим врагом Публия Сципиона Африканского, поклялся публично, что он не помирился со Сципионом Африканским и зачитал с дощечки постановление.
Вот его слова: "Поскольку Луций Корнелий Сципион Азиатский, будучи триумфатором, отправил в тюрьму многих вражеских вождей, представляется несовместимым с достоинством государства вести полководца римского народа в то место, куда им самим были помещены предводители врагов; итак, я защищаю Луция Корнелия Сципиона Азиатского". Так младший Сципион был спасен от позора тюрьмы, хотя разорительный штраф ему все-таки приходится заплатить, старший брат, великий Сципион Африканский, избежал осуждения уйдя в добровольное изгнание.
Уже древние историки считали эту сцену моментом примирения двух семей, за которым, по Ливию тогда же последовала свадьба Гракха и Корнелии, дочери Публия Сципиона. Однако с возрастом Корнелии (кстати, найдите ее на схеме выше) это совершенно не сходится. На самом деле она должны была выйти за Гракха гораздо позднее, примерно в 165 году, через много лет после смерти обоих братьев Сципионов.
Что же тогда остается от «примирения семей»? Ведь Гракх сам специально сказал, что он, освобождая и тюрьмы Луция, не мирится с Публием. Остается само освобождение - многие даже и современные историки всё равно продолжают считать его признаком примирения (применяя их неизменный метод анализа "поссорился-помирился", ну вы знаете, как я его "люблю").
Но мы с вами объясним это по-другому, системно. Итак, для Сципиона-младшего все легальные средства борьбы исчерпаны, приговор объявлен, ему грозит тюрьма - очень большое по римским меркам унижение, infamia, которое его опозорит навеки и очень сильно ударит по достоинству всего рода Сципионов. Чтобы избежать этого остаются уже только нелегальные средства борьбы - насилие, неподчинение приговору и обращение а защитой к народу, точнее, к сторонникам Сципионов. В какой-то момент Сципион-старший, которого тоже параллельно обвиняли и судили, почти пошел на это, он ушел из суда, объявив, что идет приносить жертву в честь годовщины своей победы, уведя публику, пришедшую в суд, за собой. Суд пришлось отложить. От этого было уже совсем недалеко до насилия против нападающей группы Катона, утверждения безопасности и сохранения политических позиций Сципионов насильственным путем, а там и до гражданской войны.
Но, кажется, начать войну Сципионы не были готовы - похоже, во время судов проявилась слабость их позиций и недостаточность поддержки, так что они вынуждены были мирно признать поражение. Но, как вы видите, признание не означало полной сдачи на милость победителей - уводя народ с суда (и еще, конечно, десятком не дошедших до нас способов) Сципион показывал, что требует достойных условий капитуляции. Безусловно, одним из таких условий было и освобождение Луция от тюрьмы. И вот мне кажется совершенно очевидно, что именно Гракх, явно знатнейший из трибунов, известный личный враг Сципиона и член группы Катона освобождает Сципиона-младшего от тюрьмы, оговариваясь, что в этом нет ничего личного, семейная вражда продолжается. (Сравните с совершенно такими же по идеологии словами Фабия у Ливия, отменяющего выборы Отацилия в 214 ради государства и вопреки семейным интересам: «Тит Отацилий женат на дочери моей сестры, и у него от нее дети, однако не столь малы ваши почести оказанные мне и моим предкам, чтобы мне предпочесть частные интересы государственным») Это часть открытого и прямого (в духе и стиле Катона) выполнения условий тайного соглашения, по которому Сципионам оставили достоинство и жизнь, а те прекратили сопротивление и ушли из политики.
(Через год, в 183, Сципионы, видимо, решили не соблюдать условия, вернуться и продолжить игру, ну тут уж Катон и ко их, похоже, без затей закопали.)
При Сципионах Гракх (точно как Сципионы уже в 170-х) не имеет никаких достижений, да и должность народного трибуна в 184 для аристократа его рода - очень сомнительный приз, трибунат был все-таки должностью и достижением для людей гораздо попроще. А вот 170-е Гракх как политик идет от успеха к успеху - претура, громкая и славная война в Испании, триумф, консульство, победы на Сардинии, второй триумф, в 169 - цензура... В общем, я надеюсь, теперь вы согласитесь, что Гракха в 180-х и после этого надо включать в группу Катона. Итак, у нас с вами выходит восстановленная и обновленная группа «синих» - Катон, Фабии, Марцеллы, Фульвии Флакки, Валерии Флакки и Семпроний Гракх.
Теперь вернемся к Сципионам и Эмилиям. Начиная с 168 года их положение полностью меняется - им вдруг пошла карта. Ну, тем, кто остался жив и не был осужден.