Пять тайн Марка Лициния Красса 4: шёлковые знамёна ч.2

May 01, 2020 09:39

Откуда они взялись?

Флор: "Едва Красс прибыл в Карры, царские военачальники Силак и Сурена повсюду подняли украшенные золотом и трепещущие шелком знамена".

Давайте примем это как намёк и посмотрим на вот эту карту Великого Шелкового пути.


В общем-то вся история, о которой мы тут говорим, происходила на нём, только разные её части на разных отрезках.



Итак, восточная часть Великого Шёлкового пути возникла в 121 году до нэ, когда первый караван привёз шёлк из Китая в Согдиану.

Когда началась торговля по западной части ВШП, из Согдианы и Бактрии через Парфию в Средиземноморье, точно неизвестно. Первый шёлк, попавший в Рим в 1 веке до нэ, был, кажется, не китайский, определённо мы знаем, что именно китайский шёлк попадает в Рим уже только в 1 веке нэ. Я думаю, что всё-таки шёлк мог небольшими партиями поступать в Египет и Рим уже и со 120-х, такими небольшими, что историки их не заметили. Как бы то ни было, в те же 120-е годы в Парфии начинаются перемены.

В 130-е годы в Центральной Азии всё поменялось - кочевые племена юэчжей , откочевавшие сюда с Дальнего востока под ударами хунну, привели в движение саков - кочевников, занимавших Центральную Азию до этого. Саки стали отступать на запад и на юг и вместе с юэчжами разгромили Греко-Бактрийское царство, а потом уничтожили несколько парфянских армий во главе с царями, продвинулись на юг и заняли бывшие парфянские провинции Арахосию и Дрангиану, которые стали с тех пор называться Сакастаном, так что в 120-е годы китайские посольства застали Центральную Азию поделённой между несколькими кочевыми объединениями. Саки в какой-то момент, кажется, беспрепятственно действовали на всей территории Парфии до самого Евфрата и даже за ним - Страбон сообщает, что в Каппадокии (в Малой Азии) был праздник в честь отражения их набега.

Но примерно в 124 году в Парфии приходит к власти Митридат II, который получит прозвище Великий и примет титул царя царей. Митридат сначала платил кочевникам дань, но постепенно реформировал армию, усилив тяжёлую кавалерийскую составляющую, начал походы на восток, вернул часть Бактрии и подчинил Сакастан. Кажется (современных событиям описаний нет, они известны по рассказам, составленным гораздо позже) во главе армии Митридата, вернувшей Сакастан стоял полководец из рода Сурен, во всяком случае в более поздние времена владения Сурен располагались на востоке Парфии.

Я бы осторожно тут предположил, что именно при Митридате заработала уже и западная часть ВШП через Парфию, по которой шёлк начал идти на запад пока в очень незначительных количествах, не оставивших след в источниках, но приносивших, из-за своей редкости, такие деньги (при Митридате было отчеканено небывало большое количество парфянских серебряных монет), что Митридат Великий смог их использовать для укрепления армии и царства.

Митридат умер около 91 года, и после его смерти (а возможно и перед смертью) в Парфии началась 30-летняя «смута», о ходе которой известно в основном по монетам. В западной и центральной части царства власть оспаривали сыновья Митридата (там сменилось 4 царя), ведя между собой многолетние войны, а в восточной держался его старший брат, Синатрук - кажется, он в первый раз неудачно пытался захватить престол ещё в 128. Во время правления Митридата Великого Синатрук был «в изгнании у скифов», говорит Лукиан. В 92 году он ненадолго захватил Сузы, но был выбит из них. Во второй раз Синатрук вернулся в Парфию, наняв «скифское племя сакарауков» около 77 года, в возрасте 80 лет, он захватил центральные части царства и передал власть своему сыну Фраату, который к 62 году разбил и изгнал последнего царя-противника и, наконец, объединил царство, а уж Фраату наследовал знакомый вам по третей «тайне» Ород.

Во время смуты окраины начали отпадать от Парфянского царства. Где-то в 80-х годах появляются «индо-скифы» - саки, вторгающиеся в Индию. Первым индо-скифским царём был Мауес, Мога в индийских надписях и монетах, он правил около 85-57, вторгся в Индию около 80 года, разбил индо-греческих царей и захватил главные города по Инду, в Гандхаре и Таксиле. На монетах, выбитых в Индии, он называет себя «великий царь царей». Вы, наверное, заскучали немного, но потерпите, мы уже совсем близко к нашей теме.
Вот область действий индо-скифов.


Примерно в 75 году там же, в Сакастае, в долине Кабула и в долине Инда появляется второй «царь царей» с парфянским именем Вонон. Большинство учёных предполагают, что Вонон был из рода Сурен. Кроме монет о нём ничего не известно, правит он, как и Мауес, где-то до 57 года. Примерно в 60 году индо-скифы продвигаются на юг до Махтхуры (вернитесь к карте Великого Шелкового пути, там она есть).
Вот эти ребята веселятся на индийском рельефе.


У Вонона, судя по монетам, было два «брата» (действительно брата или подчинённых - непонятно), уже со скифскими-сакскими именами - Спалахор и Спарилиз (может, это один и тот же человек), также на монетах появляется сын Спалахора - Спалагадам. После 57 появляются монеты Спарилиза - царя царей, потом в Сакастане и Индии его сменяют другие цари - Азес (есть совместная монета, на одной стороне «великий царь Спалахор», на другой - «царь царей Азес»), Азилис, и так далее, но они уже правят, кажется, после интересующего нас 53 года. Цари изображали себя вот так, на коне, в длинной броне с пикой и развевающимся знаменем за спиной.


Когда-то в 50-х в борьбу индо-скифов с индо-греческими царями вмешиваются китайцы (в 60 году Китай создал «наместничество Западного края» непосредственно на границе с Согдианой и Бактрией), они вторгаются в Афганистан, где правит сын (Спалагадам?) предположительно индо-скифского царя «Вутолао» (Спалахора? Спарилиза?), казнившего китайских послов, убивают сына и передают власть своему союзнику, вроде бы какому-то индо-греческому царю (Гермею?) в общем, жизнь кипит.

Так вот, что тут можно предположить.

Когда в Парфии в 91 началась смута, возить через неё шёлк стало опасно (следующий после Митридата Великого царь, который отчеканит много монеты, будет уже только Ород, правивший после 57 года). Однако, если спрос на шёлк в Средиземноморье уже появился, его можно было туда везти по южному, индийскому торговому пути, через Аравийское море в Египет, проложенному во 2 веке до нэ. То, что торговля расширялась, косвенно подтверждает увеличивающийся интерес и усилия Китая на западе, Китай после 121 постепенно наступал и забирал под контроль всё большую протяжённость восточной части ВШП, и к 60 дошёл уже до аннексий. Соответственно, контроль над индийской частью пути стал гораздо интереснее, что и могло привлечь в Индию сначала независимые (или отпавшие от Парфии раньше, уже в 91) племена саков во главе с Мауесом, а потом уже и парфян.

После того, как Синатрук с нанятыми сакарауками (античные авторы везде подчёркивают, что парфяне нанимали саков, и в 140-х, и в 70-е, поэтому я думаю, что едва ли даже и саки Сакастана были подданными «царя царей», они явно были скорее кем-то вроде «федератов», а возможно цари нанимали и независимые отряды и племена) около 77 отправился на запад, Вонон Сурена сам объявил себя царём царей, но не остался царить в пустынном малонаселённом Сакастане, а отправился отбирать у удачливого Мауэса контроль над богатыми долинами Кабула и Инда и торговыми путями, по которым двигался шёлк. Если Сурены породнились к тому времени с саками, то вполне возможно, что Спалахор, Спарилиз и Спалагадам действительно были родственниками, ну или свойственниками Вонона.

В итоге Сурены (во всяком случае, одна из ветвей их рода) на столетие стали могущественными царями царей, индо-скифское царство через 50 лет, при Гондофаре, станет индо-парфянским. Но и в Парфии Сурены в 50-х были вторыми после царя. Вернёмся в 53 год, в Месопотамию.

Плутарх пишет: Сурена же был человек далеко недюжинный: по богатству, знатности рода и славе он занимал второе место после царя, мужеством же и талантом превосходил среди парфян всех своих современников; к тому же никто не мог сравняться с ним ни ростом, ни красотою. В поход выступал он не иначе, как везя за собой припасы на тысяче верблюдов и двести повозок с наложницами; тысяча конников, закованных в броню, и еще большее число легковооруженных сопровождали его особу; всех же всадников, прислужников и рабов было у него не менее десяти тысяч. По происхождению своему он владел наследственным правом первым возложить на царя диадему при вступлении его на престол. А того же Гирода, находившегося в изгнании, он вернул парфянам и овладел для него великою Селевкией, первым взойдя на стену и собственной рукою обратив в бегство противников. В ту пору ему не было еще и тридцати лет, а он заслужил уже величайшую славу своей рассудительностью и умом.

Право это, правда, я думаю появилось у Сурен недавно, при Синатруке, которого восточная знать и сакарауки возвели на престол. Но давайте посмотрим на это описание не как Плутарх, как на восточную сказку, а отстранённо, предположим, что свидетель и описал и интерпретировал факты (повозки с наложницами у Плутарха появятся ещё раз, при торжественном вступлении армии Сурены в Селевкию после победы - «селевкийцы смотрели на Сурену, а за собой везущего целый парфянский Сибарис в виде длинной вереницы повозок с наложницами. В целом это шествие напоминало гадюку : передняя его часть была схожа с диким зверем и наводила ужас своими копьями, луками и конницей, а кончалось оно - у хвоста походной колонны - блудницами, погремками, песнями и ночными оргиями с женщинами»), а мы посмотрим только на описание.

Сразу хочется спросить, так это кто там в повозках, наложницы Сурены, да? А это нормально что их потом ночью всё войско с песнями трахает? Да и откуда ДВЕСТИ повозок с наложницами, ну перебор же раз в 10, если не в 20. Я думаю, тут совсем другое: Сурена нанял какое-то племя саков на восточной границе целиком, и повёл их с жёнами и детьми, чтобы поселить в Вавилонии, лояльность которой оказалась под вопросом. Ну а потом они на глазах у непривычных к такому селевкийцев весело праздновали победу все вместе. Двести в этом случае, наоборот, маловато, ну да оценка у источника Плутарха явно на глаз.

Ещё можно посмотреть вот на это описание у Плутарха: «явился и сам Сурена, огромный ростом и самый красивый из всех; его женственная красота, казалось, не соответствовала молве об его мужестве - по обычаю мидян, он притирал лицо румянами и разделял волосы пробором, тогда как прочие парфяне, чтобы казаться страшнее, носят волосы на скифский лад, опуская их на лоб».

Так а парфяне ли шли за Суреной под Каррами? Или «скифы»-саки с волосами на лоб? Вот сак с кушанского рельефа 1 века до нэ.


А вот парфянский знатный воин 1 века до нэ.


Ну и вот, ответ на вопрос «откуда они взялись» у меня будет такой: это орда «скифов»-саков, сакарауков или других, с бывшей восточной границы царства, а теперь из недавно возникшего царства царя царей Вонона Сурены и его наследников, или из окрестностей этого царства, под шёлковыми знамёнами - хвостатыми степными «драконами», как на монетах Вонона и компании, и вооружённая композитными дальнобойными степными луками. Парни, наверное, крышевали торгашей шёлком в Индии, но им предложили переехать на новое место, туда, откуда идёт всё серебро и где местные и на конях-то ездить толком не умеют, ну они и согласились. Хотя вы понимаете, что шёлк здесь - скорее способ образно соединить места действия, можно его из рассуждений и убрать, он больше для красоты.

Что там конкретно случилось, откуда взялась орда? - увы, слишком мало сведений. Можно как угодно составлять редкие элементы паззла, события по времени близкие к 54 году и Каррам - наступление на Махтхуру в 60, ещё какое-то поражение саков в Индии в 57, вроде бы одновременную смерть Мауэса и Вонона в 57 (учитывая, что даты могут быть неточными, это всё строительство на воде), пасьянсы из родственников-наследников Вонона, вторжение китайцев... у меня никакой понятной последовательности не получилось - может, это оставшиеся без царя воины Мауэса-Моги перешли к Суренам, а может, и нет. Понятно только, что в 54 Ород оказался в критической ситуации и позвал на помощь Сурен, а те почему-то согласились помочь «коллеге» и собрали и отправили Ороду такую же армию, как та, с которой Синатрук ходил на запад в 92 и 77, из наёмных саков. Одно несомненно - бесплатно саки не воевали. Откуда взялись деньги чтобы нанять орду (тот же Синатрук в 92, едва захватив Сузы, выпускает там серии золотых монет явно для наёмных саков - какими монетами платил Сурена в 54-53 - своими или Орода?) - тоже вопрос, было ли у Орода в казне (по идее истощённой 30-летней войной) достаточно золота и серебра, или Помпей ему что-то подбросил в 55-54 через Габиния и Антиоха Коммагенского (в качестве приданного за дочерью Антиоха - невестой Орода) - опять же, остаётся только гадать.

Как звали нашего Сурену? Да по-моему вполне можно предположить, что он - это кто-то из троицы Спалахор-Спарилиз-Спалгадам. Почему бы не Спалагадам - он, кажется, самый молодой из всех. А может, и нет, может, это другой сын Вонона, безмонетный. Вот как-то так.

Что с ними дальше было?

окончание

Древний Рим, Тайны Марка Красса, Тайная история Рима

Previous post Next post
Up