Ни в одной стране мира нет такого количества христианских ценностей, как в России. И ни один город не хранит столько святынь, как столица.
Неслучайно, Москву считают третьим Римом. Москвичи и не только они верили в сказанное выше. Отголоски той самой веры дошли и до сегодняшнего дня. Люди не стремятся съездить в Ватикан или Париж, чтобы посетить один из их священных храмов. Они справедливо предполагают, что мощам главных реликвий Иерусалима можно поклоняться и в московских храмах. Да и сам храм может быть осмыслен как монументальный реликварий. Ведь алтарный престол каждой церкви является образом Гроба Господня, а в его основании или в лежащем на нем антиминсе находятся реальные святые мощи. И это помимо святынь, представленных для поклонения в других частях храма. Кроме того, реликвии составляют важную тему византийской и древнерусской иконографии. Она отражает многочисленные церковные празднования в честь обретений, перенесений и чудотворений реликвий.
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Считается, что ее написал апостол Лука. Икона не раз спасала Русь: и во время набега Тохтамыша, и при бесчинствах воинов Батыя. И даже когда во время пожара Успенский собор во Владимире сгорел, икона лежала на пепелище целехонькая и невредимая.
В чем помогает: Эта икона считается одним из символов России, поэтому к ней принято обращаться не только с личными просьбами. Многие приходят походатайствовать за благополучие всей страны (особенно чиновники, особенно перед телекамерами).
Где находится: В храме святого Николая (кстати, здесь же и самая известная икона Рублева «Троица»). Малый Толмачевский пер., 9 (ст. м. «Третьяковская»).
ИКОНА «ДОНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор. В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе - Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве. На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». В чем помогает: Заступница России. Где находится: с 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее. Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.
ИКОНА «МИЛОСТИВАЯ»
Хранится в Зачатьевском монастыре - его возвели в 1584 году бездетные царь Федор Иоаннович с женой Ириной Годуновой. Вскоре у них родилась дочь. С тех пор главной святыней здесь считается икона «Милостивая» (именно перед ней молилась царица о рождении ребенка).
В чем помогает: К этой иконе со всех городов приезжают бездетные, чтобы попросить помощи в зачатии. Где находится: 2-й Зачатьевский пер., 2 (ст. м. «Кропоткинская» или «Парк культуры»).
ИКОНА «ВСЕЦАРИЦА»
Хранится в храме Новоспасского монастыря, построенном в XIII веке. Панахранта (греч.Panachranta - Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица - один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская.
В чем помогает: Ей молятся о страдающих наркоманией и больных онкологическими заболеваниями. Где находится: Крестьянская площадь, 10 (ст. м. «Пролетарская» или «Крестьянская застава»).
ИКОНА «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»
Долгое время местом ее «прописки» была церковь Рождества Христова. Когда в 1937-м ее разрушили, икону удалось спасти. Теперь она находится в одной из древнейших московских церквей - Воскресения Словущего.
В чем помогает: К ней обращаются невесты, выходя замуж. А также молятся о страдающих от пьянства и нищеты и погибающих детях.
Где находится: Брюсов переулок, 15/2 (ст. м. «Охотный ряд»).
ИКОНА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Несколько лет назад в храме Святых апостолов Петра и Павла на стекле иконостаса неожиданно проявился лик Христа. Здесь и находится икона Иоанна Предтечи.
В чем помогает: К этому святому обращаются при различных болях. И особенно если болит голова.
Где находится: Петропавловский пер., 4 - 6 (ст. м. «Китай-город», «Чистые пруды»).
ИКОНА «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Раньше в Москве были три такие иконы, и все считались чудотворными. Но после революции одна исчезла бесследно.
В чем помогает: Иконе молятся о здоровье и счастье детей. Просят помочь уладить неприятности.
Где находится: Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», ул. Шереметьевская, 33. Храм Илии Пророка, 2-й Обыденский пер., 6 (ст. м. «Кропоткинская»).
ИКОНА «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»
Прославилась в Москве многими чудесами, особенно во время чумы 1771 года. В церкви Николая Чудотворца, где икона хранится до сих пор, имеются даже письменные свидетельства о ее чудесах. В Москве есть еще святочтимыt спискb (полные копии) с иконы: в церквах св. Иоанна Крестителя на Покровке; св. апостолов Петра и Павла на Басманной; св. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, в церкви Преподобного Сергия и в часовни сестринской больницы "Утоли мои печали" (Больница им. Н.Э.Баумана в на Солдатской). В чем помогает: Ей молятся при жизненных невзгодах, болезнях и несчастьях.
Где находится: Церковь Святителя на Пупышах, Вишняковский пер., 157 (ст. м. «Павелецкая», «Новокузнецкая»).
ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Первое громкое чудо, связанное с этой иконой, случилось в конце XVII века. Сестра патриарха Иоакима страдала страшным заболеванием: на боку у нее была глубокая рана. Девушка обратилась к иконе и вскоре исцелилась. С тех пор православные ежегодно празднуют день иконы «Всех Скорбящих Радость» (24 окт./6 нояб.).
В чем помогает: Пережить тяжелые операции и кожные заболевания. Не раз было засвидетельствовано, что после молитвы к ней быстрее зарубцовывались раны.
ИКОНА «БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКАЯ»
Написан образ в 1157 году. Девять лет пребывал он в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли. Сейчас Образ Боголюбской находится в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
А из московских списков этой иконы наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
ИКОНА СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
В Москве есть один храм, где хранятся две иконы с изображением Святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца. Одна из них - считается чудотворной и помогает в поиске работы и обретении достатка. Находится этот храм в Брюсовом переулке. В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название: Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» - такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет,
прозывается - Воскресной. Где находится: Брюсов переулок, 15/2 (ст. м. «Охотный ряд»).
ИКОНА СВЯТОГО МУЧЕНИКА ТРИФОНА
С малых лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления болезней. Принимая мученическую смерть, святой Трифон молился и просил у Господа снискать благодать всем, кто будет призывать на помощь его имя. Есть предание о том, как святой угодник помог сокольнику царя Ивана Грозного Трифону Патрикееву отыскать улетевшего царского кречета. После долгих утомительных поисков, по молитвам, святой Трифон явился сокольнику во сне, держа пропавшую птицу. Проснувшись, и найдя рядом кречета, Патрикеев вернулся к царю, славя Бога. На месте явления, в знак благодарности, был построен храм святого мученика Трифона в Напрудной слободе, который принадлежит к числу древнейших и особо чтимых храмов Москвы. Трифоновская церковь возведена в 1470-1480 гг. Таким образом, храм является ровесником Кремлевских соборов. Там хранится чудотворная икона с частицами мощей святого мученика и утешителя Трифона. Помогает справиться с потерями. Где находится: Трифоновская ул., 38. До храма можно дойти пешком от м. «Рижская» или «Проспект мира».
КИЙСКИЙ КРЕСТ с частицами мощей более чем 300 святых, сделанный по заказу Патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря. Крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста составляют 310 на 192 сантиметров, являясь точной копией Креста, на котором распяли Христа. К этому Кресту люди приходят со всеми бедами. А еще прикасаются к нему, чтобы набраться сил не только духовных, но и физических. В крест помещены частицы мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. В августе 1991 года крест был передан в Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Где находится: Крапивинский пер., 4. Ближайшее метро: Метро "Чеховская", "Пушкинская", "Трубная".
МОЩИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Частички останков самого почитаемого в России святого хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре в ковчеге из серебра. Известно множество чудес, которые совершились благодаря этим мощам. Но одно только то, что их уже много веков не касается тлен, даже ученые считают феноменом. А так же таким чудом являются мироточивые мощи святителя Николая, которые по воле Божией из Мир Ликийских, города в Малой Азии, были перенесены в город Бари, в Италию. И хотя для христиан, живших тогда в Малой Азии, это событие воспринималось как некая катастрофа, в нем было Божие Провидение, потому что очень скоро эти христианские земли были опустошены, храмы - разрушены, святыни - осквернены или уничтожены. А мироточивые останки святителя Николая, чтимые во всем мире, и сегодня почивают в итальянском городе Бари; и многие наши люди отправляются в Италию, чтобы поклониться этим мощам.
Ну, а для тех, кто никогда не сможет поехать в Бари, иногда по милости Божией также совершается чудо, и частицы мощей святителя Николая появляются то в одном, то в другом месте, и вот, наконец, здесь, в Николо-Хамовническом храме, чтобы к ним могли прикладываться и молиться люди, нуждающиеся в помощи святого. Где находятся: ул. Льва Толстого, 2. м. «Парк культуры»
МОЩИ И ИКОНА СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА
После мученической смерти мощи Пантелеимона частичками разошлись по всему миру. Особенно много их на Святой Горе Афон в таких известных и прославленных монастырях, как Ватопед, Ивер, Ксенофонт, Хилендарь, Филофей, Дохиар, Зограф, Есфигмен, Пантократор, Кутлумуш, Святого Павла, Григориат, Симоно-Петр, Ксиропотам, в Ильинском, Андреевском скитах и других обителях.
В Москве есть два храма с частицами мощей и чудотворные иконы, которые не закрывались в советское время, где есть чудотворные иконы святого Пантелеимона: в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, где чудотворный образ святого целителя Пантелеимона, принесенный из разрушенной часовни на Никольской улице, у которого получали исцеления даже иноверцы и в Храме Рождества Христова в Измайлово - чудотворная икона святого великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма).
Святого еще при жизни признали великим целителем. И с тех пор к нему обращаются с молитвами при разных болезнях. Чудотворный образ святого целителя Пантелеимона из часовни на Никольской улице, у которого получали исцеления даже иноверцы. Где находится: Сокольническая пл., 6.
Храм Воскресения Христова. Возведен в 1909 году по проекту архитектора П. А. Толстых. Ныне действующий храм, известный своим церковным хором, одним из лучших в Москве. В храме так же находятся Чтимая Иверская икона Божией Матери, Боголюбская икона Божией Матери, Страстная икона Божией Матери. Самая молодая и самая необычная из московских Воскресенских церквей - она единственная из них не закрывалась в советское время. Великолепная, построенная в стиле модерн, с необыкновенной красоты убранством, она словно готовилась к своей грандиозной миссии, выпавшей ей после революции - принимать под свои своды великие чудотворные святыни, передаваемые сюда из разрушенных московских храмов, и стать местом паломничества к ним со всей России. Она стала последним из православных храмов, возведенных в дореволюционной Москве, - ее строительство началось в 1909 году. Поскольку храм посвящен Светлому Христову Воскресению, его алтарь ориентирован не на восток, а на юг, в сторону Палестины - земной родины Господа нашего Иисуса Христа.
МОЩИ МАТРОНУШКИ - Святой Матроны Московской
Святая блаженная старица Матрона Московская - одна из наиболее почитаемых русских святых двадцатого столетия. Простая неграмотная крестьянка, слепая, обездвиженная, бездомная, четверть века скитавшаяся по московским домам, Матрена Дмитриевна Никонова привлекала к себе людей даром исцеления и предсказания, но самое главное - глубокой церковной верой. Покровский ставропигиальный монастырь, где пребывают мощи старицы - чуть ли не самая посещаемая московская обитель. В любое время года очередь к мощам блаженной Матроны растягивается на несколько часов. К блаженной старице притекают с простыми житейскими просьбами - молитвами об удачном замужестве, об исцелении тяжких недугов, о решении семейных неурядиц, о работе… Святое место не только для москвичей. Где находятся: ул. Таганская, 58, метро Пролетарская или Крестьянская застава.
ГВОЗДЬ ГОСПОДЕНЬ
Одна из главнейших христианских святынь. Считается, что этот гвоздь - один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Для верующих прикоснуться к такой святыне - значит, укрепиться в вере. Для городов, в которых хранятся такие гвозди, это сильная защита от эпидемий и войн. Животворящий Крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, в настоящее время хранящийся в храме Христа Спасителя, был передан Церкви из запасников музеев Московского Кремля в июне 2008 года.
РИЗА ГОСПОДНЯ
Бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Ин.19:23-24) - по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранялась. Персидский шах Аббас I, по настоянию русского посла, прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Феодоровичу. В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана Русской православной церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя.
КОВЧЕГ ДИОНИСИЯ СУЗДАЛЬСКОГО
Изготовленный по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для реликвий Страстей Христовых, привезенных в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах. Над созданием мощевика трудились греческие и русские мастера, - «мастер ковчега принадлежал к новгородско-псковской школе искусств». Центральный квадрат ковчега является мощевиком, в центре которого размещена частица Животворящего Креста, а вокруг неё - шестнадцать маленьких ковчежцев с окошками из слюды, в которых расположены остальные реликвии. Вокруг ковчежцев сделаны надписи об их содержимом, а также размещены изображения Страстного цикла. Ковчег неоднократно подновлялся и реставрировался, а в 1914 году для него был изготовлен специальный дубовый чехол-киот. Ковчег посвящен Страстям Христовым и содержит: частицы 13 реликвий, связанных со Страстями Христовыми, 1 реликвия, связанная с Рождеством Христовым, 2 реликвии связанные с Успением Богородицы. Ковчег выступал одной из главнейших родовых святынь московских правителей. В завещаниях московских великих князей XV века ковчег, называемый «Страсти Спасовы», возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь. После октябрьского переворота святыня попала в Музеи Московского Кремля, откуда в 2008 году частица Ризы Богоматери была передана в храм Христа Спасителя.
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА
Где находится: ул. Б. Лубянка, 19, стр.1. м. «Кузнецкий мост», «Лубянка», «Чистые пруды», «Тургеневская». В Сретенском монастыре, который был основан в 1397 году. Его построили на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Он - напоминание о том, что Москва избавилась от нашествия Тамерлана. В крипте собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери находится точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освященная Патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя. Плащаница - ткань, в которую завернули тело Господа Бога сразу после его смерти. Материя хранит следы перенесенных Иисусом Христом страданий. На ней есть кровавые следы. Название плащаница получила неслучайно, а по названию города - Турин. Именно в нем она и хранится. Чуть более 100 лет назад плащаницу впервые сфотографировали, но фотографии позволили сделать С.Пиа (итальянский фотограф). Когда он обрабатывал фотоснимки, то он пришел к выводу, что на стеклянном негативе отражается и видно четкое изображение Бога. Таких копий всего пять, и, одна из них хранится именно в московском монастыре.
В разговорах о месте Москвы в России, да и России в мире, надо начинать с восточно-христианского и русского мира. И новомодное празднословие о переносе столицы, и купейные разговоры об отношениях Москвы и Петербурга или Москвы и провинции грешат именно игнорированием традиционной иерархии ценностей. Для традиционного сознания московские святыни, собранные в храмах, прежде всего кремлевских и в царской сокровищнице, служили знаком не случайности столичного места. Важнее в этом смысле было, пожалуй, только само обетование столицы - обещание, авторитетное слово, раскрывающее божественный замысел о городе (в случае Москвы принадлежащее св. митрополиту Петру). А приход вышеперечисленных святынь был еще и подтверждением истинности такого обетования.
С наступающей Пасхой Христовой!