Обретение иконы Божией Матери "Державная"

Apr 04, 2017 22:26

О мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней.



15 марта 1917 года от власти отрёкся Николай II и в тот же день в тогда ещё подмосковном селе Коломенском была обретена икона Божией Матери «Державная», которую почитают чудотворной. Совпадению дня находки с днём кульминации Февральской революции многие верующие придают мистическое значение.

В середине февраля 1917 года крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в слободе Перерва, стала видеть странные сны. Таинственный, неизвестно кому принадлежащий голос сообщал ей в этих сновидениях: «Есть в селе Коломенском черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Евдокия, женщина простая и не слишком образованная, не могла понять, к чему такие сны, но поскольку они повторялись, обратилась к Богу с мольбой, чтобы ей было послано более ясное указание - где искать эту икону. В очередном сне перед ней явился прекрасный белый храм, в котором на троне восседала величественная женщина. Богобоязненная Евдокия признала в ней Богородицу и решила, что нужно идти в Коломенское, и разыскать там церковь из сна. (В том же сне женщине привиделся ожесточенный спор о вере со старообрядцами в церкви, где находилась Небесная Владычица, но такова была специфика религиозной жизни Коломенского).

Церковь Вознесения оказалась тем самым храмом. Настоятелем ее в то время служил Николай Лихачев, человек мудрый и внимательный к людям. Когда к нему в дом пришла незнакомая женщина и стала рассказывать о своих снах, священник не отмахнулся, а вместе с Евдокией пошел в церковь и показал гостье все старинные иконы. Но ни в одной из них та не узнала образ, являвшийся во сне. Сторож церкви предложил настоятелю обследовать чуланы и подвалы храма. В подвале, среди старых досок и забытого хлама, хранившегося там Бог весть сколько десятилетий, а может быть, и веков, в пыли был обнаружен старый почерневший образ. Когда икону извлекли из подвала и бережно очистили, на ней открылось изображение Богородицы в красных одеждах, с царским венцом на голове, восседающей на троне со скипетром и державой в руках. В отличие от других изображений Богородицы, на этой иконе ее лицо было не кротким и добрым, а суровым и властным, но в глазах стояли слезы. Младенец Иисус, сидя на коленях у матери, благословлял верующих поднятой ручкой. Евдокия Андрианова без колебаний признала в иконе образ из своего сна, упала перед ним на колени и стала просить священника отслужить молебен в честь обретения святыни. Вскоре стало известно, что в день, когда икона была найдена («явлена», как говорили верующие), император Николай II подписал отречение от престола. В том, что на явленном образе Богородица изображалась на троне и с царскими регалиями, увидели глубокий смысл. Разнеслась весть, что Царица Небесная приняла на себя преемство верховной власти над державой Российской, оставшейся без царя. Явленный образ стали называть Божьей Матерью Державной.

Один из коломенских дачников, Иван Дмитриевич Покровский в марте 1917 года по горячим следам сделал запись рассказа Евдокии Андриановой о ее чудесных снах и обо всем, что сопровождало обретение иконы​. Судя по словам женщины, она волновалась, что икона окажется в руках старообрядцев (которых, как известно, в Коломенском было много). Но икона стала святыней Русской Православной церкви.

В Коломенское к Державной иконе вскоре началось настоящее паломничество. Были зафиксированы происходившие у иконы чудеса и даже исцеления. В различных комиссиях обсуждался случай прозрения слепой девочки, обратившейся за помощью к Божьей Матери Державной. Заинтересованное участие в прославлении иконы принял митрополит Московский и Коломенский Тихон (в том же 1917 году, в начале ноября, когда в революционной Москве шли уличные бои, его избрали патриархом Русской Православной церкви). Акафист, прославление и молитвы иконе были составлены лично Тихоном. Во многих храмах появились списки иконы.

Чтобы все желающие могли поклониться подлинной, явленной в Коломенском иконе, Державную Богоматерь в 1917 и начале 1918 года постоянно возили по разным церквям, монастырям, госпиталям, заводам и учебным заведениям. В коломенской церкви Вознесения она оставалась лишь в праздники и в ночное время. Привозили икону и в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, основанную великой княгиней Елизаветой Федоровной, где Державная Богоматерь была радостно встречена сестрами и самой настоятельницей. Вскоре Елизавете Федоровне предстояло отправиться в сибирскую ссылку, где она приняла мученическую смерть, и ныне причислена к лику святых.
К середине 1918 года поездки с иконой по церквям и монастырям прекратились - советская власть усмотрела в символике иконы враждебные монархические элементы, а церковные власти, не желая обострять отношения и опасаясь за сохранность святыни, старались привлекать к ней как можно меньше внимания.

Державная икона какое-то время еще оставалась в храме Вознесения, но все ее списки из других действующих церквей были изъяты, а почитатели образа, хранившие дома его копии, подвергались гонениям. В 1923 году церковь Вознесения была закрыта, а икона перенесена в церковь Георгия Победоносца. Позже закрыли и эту церковь, и, несмотря на то, что в Коломенском уже действовал музей с богатой коллекцией русских икон, образ Богоматери Державной был передан в запасники Исторического музея и долгие десятилетия находился там, недоступный для посетителей и забытый сотрудниками. Только в 1990 году одна из сотрудниц музея случайно опознала икону - образ был воспроизведен на переплете издания акафиста патриарху Тихону, вышедшего в революционные годы.
В том, что образ снова был явлен в трудные для России переломные 1990-е годы, верующие усмотрели милость Богородицы, не оставившей православных своим покровительством. Икона вернулась в Коломенское и была помещена в церковь Казанской Богоматери, единственную из местных церквей, которая в то время была действующей.

Божья Матерь Державная признана главной святыней русских монархистов. В 2007 году, когда произошло объединение Русской Православной и Русской Зарубежной церквей, чудотворный образ был вывезен за границу и выставлялся для поклонения верующих в русских приходах Европы, Америки и Австралии. Особый интерес она вызывала у потомков белых эмигрантов, как символ того, за что боролись их отцы и деды.

Религия, мистика, Москва, родина, православие, монархия, чудеса, святыни, Богородица, история, христианство, улицы Москвы, Бог, Царица небесная, Россия, иконы

Previous post Next post
Up